Заха Хадид: Dominion Tower в Москве. Деконструктивизм. Параметризм

Jun 19, 2016 00:07


Заха Хадид (1950-2016) была британской архитекторшей арабского происхождения. О ней уже были посты в этом сообществе: здесь и здесь. Заха Хадид была первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию за достижения в области архитектуры (Pritzker Architecture Prize), которая считается аналогом Нобелевской премии в мире архитектуры (кстати, второй женщиной, получившей эту премию, была Кадзуо Седзима (совместно с Рюэ Нисидзава), о ней тоже писали в сообществе).



В Москве можно увидеть одно из зданий Захи Хадид, это бизнес-центр Dominion Tower. Он находится по адресу ул. Шарикоподшипниковская, д. 5, возле метро Дубровка. Заказчиком этого здания была компания "Доминион-М". Строительство началось в 2008 г., однако из-за кризиса было заморожено на четыре года и в результате завершилось только в 2015 г. Я немного пофотографировала Dominion Tower этой весной (ранняя весна, по-моему, лучшее время, чтобы фотографировать архитектуру: во-первых, листва не закрывает здание, во-вторых, небо уже не такое мрачное, как зимой. Под катом мои фотографии и небольшой пост о Захе Хадид.





Заха Хадид была одной из звезд архитектурного стиля деконструктивизм. К характерным особенностям этого стиля относятся многослойность, раздробленность, плавные изгибы. Лучшие образцы этого стиля выглядят так, как будто стали результатом чьей-то попытки расписать ручку.



Свое название стиль деконструктивизм получил по выставке "Архитектурный деконструктивизм", прошедшей в 1988 г. в Нью-Йоркском музее современного искусства. Заха Хадид была одной из важнейших участниц этой выставки, хотя на тот момент у нее еще не было реализованных проектов.

Деконструктивизм - это слово-портмоне: деконструкция + конструктивизм.

Концепцию деконструкции выработал французский философ Жак Деррида. Согласно "Новейшему философскому словарю" А. Грицанова, деконструкция - это не только стиль философского творчества, но и "техника интеллектуальной работы с бинарными конструкциями любого типа (формально-логическими, диалектическими, мифологическими), предполагающая следующие шаги: а) разбор оппозиции; б) уравнивание по силе обоих ее членов; в) рассмотрение оппозиции на предельно удаленном уровне дистанцирования, что позволяет судить о ее невозможности или возможности" (x).

Для участников нью-йоркской выставки такими бинарными оппозициями в архитектуре (которые следовало выявить, рассмотреть и уравнять оба противопоставляемых понятия) были противопоставления структуры и декора, абстракции и фигуративности, функции и формы. Метод деконструкции использовался для создания новых форм и нового типа архитектурного пространства. Вторым ключом к открытию новых форм и пространства было творческое переосмысление идей советского конструктивизма.

Благодаря работам советских искусствоведов и искусствоведок (в 1988 г. в Лондоне как раз вышла на английском языке книга Ларисы Алексеевны Жадовой о Владимире Евграфовиче Татлине, советском художнике и родоночальнике конструктивизма) для западных архитекторов были открыты малоизвестные работы советских конструктивистов, и архитекторы-деконструктивисты при поиске собственых форм использовали философские принципы и идеи советских конструктивистов - в частности, лозунг о том, что материалом архитектуры является пространство, а не камень.

Советский конструктивизм был интересен архитекторам-деконструктивистам еще и как пример того, как можно радикально изменить внутреннюю структуру здания. Многим архитектура деконструктивизма кажется "неуютной", но зачастую это и было намерением архитекторов (в частности, Питер Айзенман говорил об одном из своих проектов, что хочет сделать постройку "некомфортабельной"). Деконструктивисты подвергали переоценке идею дома как укрытия, вместо этого предлагая постоянно меняющееся, пластичное внутреннее пространство, что не дает зрителю расслабиться, а глазу - замылиться. Постоянная смена геометрии внутреннего пространства заставляет зрителя осознанно относиться к архитектуре здания, вступая с ней в диалог.



Заха Хадид вдохновлялась советскими конструктивистами при поиске новых форм, сопротивлении критикам, размышлении о дальнейшем развитии архитектуры. В начале 80-х гг. она писала: "Триумф технологии в ХХ столетии, наше "ускорение" и постоянные перемены образа жизни создали тотально новые условия. Эти изменения при всем их многообразии вселяют в нас своего рода оптимизм, который и должен привести все новое в соответствие с архитектурой. Необходим пересмотр архитектуры, ее развитие в сторону изобретательности, образности, интерпретационности ради того, чтобы повысить ценность нашей деятельности. Мы не выполняем своего долга, если продолжаем создавать нечто подобное кондитерским изделиям. Наша роль грандиознее. Мы, архитекторы, должны поставить задачу заново исследовать феномен модернизма. Как раньше, так и теперь, если возникает нечто опережающее, оно оказывается в атмосфере тотальной враждебности. Но именно враждебность делает нас более стойкими. И уверенными, что у нас есть только один путь - идти по направлению, предложнному ранними модернистами. Их усилия были опрокинуты, их проекты не были реализованы. Наша задача состоит не в том, чтобы их воскресить, а в том, чтобы продвинуться дальше. Это единственно верная задача не только в плане эстетики, но и в плане программы и стратегии. Ее выполнение откроет новую, неизведанную пока территорию - для проектного вторжения и подчинения. И это только начало" (цитата по книге И.А. Добрицыной "От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки").

Что еще роднило Заху Хадид и советских конструктивистов: многие проекты конструктивистов так и не были реализованы из-за невыполнимых в то время технических требований. У Захи Хадид, как уже было сказано, на момент участия в выставке "Архитектурный деконструктивизм" не было реализованных проектов вообще. Однако время не стоит на месте, строительные и компьютерные возможности растут. В начале 90-х появилось первое здание Захи Хадид: пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели "Витра", известной также своим интересом к архитектуре и привлечением знаменитых архитекторов к постройке зданий на территории фабрики в городе Вайль-на-Рейне, Германия.

В начале 2000-х техника и цифровые технологии совершенствуются еще больше, улучшается программное обеспечение. Заха Хадид и ее архитектурное бюро Zaha Hadid Architects при проектировании зданий начинают применять методы цифрового моделирования и технологии проектирования, заимствованные из автомобильной и авиационной промышленности, которые помогают менять параметры проекта в реальном времени. В российских статьях это называют вычислительным проектированием, ну а Патрик Шумахер, партнер Захи Хадид в Zaha Hadid Architects, выделяет проектирование с использованием новейших вычислительных технологий в отдельный архитектурный стиль и дает ему название параметризм.

В 2008 году Шумахер пишет свою статью "Параметризм как стиль - Параметрический манифест", где впервые вводит понятие "параметризм" и лихо провозглашает параметризм первым крупным стилем со времен модернизма.

Достижения вычислительного проектирования / параметрического дизайна сделали возможным плавные формы и сумасшедшие объемы внутренних пространств, которые были невозможны еще двадцать-тридцать лет назад. Но, конечно, строительство таких зданий сложно и затратно (вот и первоначальный проект Dominion Tower оказался слишком дорогим для заказчиков и потребовал дальнейшей доработки и адаптации под московские условия). Заха Хадид неоднократно подвергалась критике за то, что форма для нее была важнее бюджета, простоты исполнения и дальнейшего обслуживания зданий, а также за выполнение проектов в авторитарных странах (якобы она не заботилась судьбой рабочих, занятых на ее проектах). В 2014 году Заха Хадид подала в суд на одного особо ретивого критика (Мартин Филлер), но впоследствии стороны заключили мировое соглашение: Заха Хадид отозвала иск и приняла официальное извинение, в котром Мартин Филлер признал, что факты были сфабрикованы, а приведенные им цитаты Хадид были вырваны из контекста, что искажало их смысл. Тем не менее, многие обращают внимание на то, что на Ближнем Востоке работает много архитекторов, однако критике за сотрудничество с авторитарными режимами и пренебрежением к судьбе рабочих подвергалась почему-то только одна Хадид.

В частности, на это обращает внимание архитекторша и филантропка Беверли Уиллис в статье журнала ARCHITECT Американского института архитекторов (American Institute of Architects - это профессиональное объединение архитекторов США). Беверли Уиллис, сама будучи известной американской архитекторшей, в 2002 году основала Архитектурный фонд Беверли Уиллис (Beverly Willis Architecture Foundation) для популяризации роли женщин в архитектуре.

***
Основные источники:
- И.А. Добрицына "От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки"
- Оуэн Хопкинс "Визуальный словарь архитектурных терминов"

21 век, архитектура, 20 век

Previous post Next post
Up