Кириархат 101: Мы боремся не только с патриархатом

May 25, 2014 21:18

Оригинал: Kyriarchy 101: We’re Not Just Fighting the Patriarchy Anymore | Авторка: Шан Фергюсон | Перевод: Check Your Privilege для форума Femspace.ru

Если вы хотя бы поверхностно знакомы с феминистской теорией, то вы знаете термин "патриархат", который обозначает общественный порядок, при котором мужчины находятся у власти, а женщины угнетены. Это полезное слово, которое делает видимым системность мужских привилегий.

Но феминизм развивается и разрастается, и некоторые его направления теперь волнуют не только исключительно привилегии людей мужского пола. Сейчас мы вполне правомерно берем в расчет многие другие виды угнетения, которым подвергаются женщины.

Угнетение - это не просто дискриминация, а системное институционализированное подавление группы людей по какому-либо признаку.

К примеру, угнетение на гендерной основе, - это не только "обязанность" женщины резать салаты для застолья к очередному празднику. Это поощряемое обществом мироустройство, в котором женщинам веками отказывают в одинаковых с мужчинами возможностях доступа к образованию, рынку труда, деньгам, услугам, касающимся репродуктивного здоровья, участии в политической жизни и многом другом. Это гендерное насилие, с которым сталкиваются женщины. Это стереотипы, представляющие женщин слабыми, взбалмошными, не имеющими сексуальных желаний, нерациональными и поверхностными, а так же поддержка этих стереотипов различными социальными институтами - масс-медиа, системой образования, политикой, законодательством, коммерцией. Это убеждение общества в том, что мужчины лучше женщин по всем параметрам.

Неправильно называть угнетением частные случаи дискриминации. Угнетение - это регулярное проявление привычек, культуры и традиций, поддерживающих доминирование одной группы над другой.

Успешные движения против угнетения должны рассматривать угнетение как систему. Эти движения должны брать в расчет тот факт, что угнетение может быть искоренено только с помощью радикальных всеобъемлющих изменений.

Феминистки называют институционализированный сексизм патриархатом. Мэйнстримные феминистки традиционно занимаются проблемой гендерного неравенства. А впервые обозначенный в 1989 году Кимберли Креншоу интерсекциональный феминизм рассматривает систему проблем общественного порядка, при которой часть людей имеют привилегии, а другие угнетены на основе различных признаков: гендера, расы, языка, класса, сексуальной ориентации, культурной принадлежности, наличия или отсутствия инвалидностей и хронических заболеваний, и т.д..

Согласно интерсекциональному феминизму, угнетение принимает множество разных форм. Мы можем быть одновременно как угнетены, так и привилегированы в разных аспектах нашей жизни.

Например, женщина может быть привилегирована как худая белая цисгендерка, и в тоже время угнетена как лесбиянка, имеющая какое-либо хроническое заболевание или инвалидность.

В связи с этим нам был необходим термин, который описывал бы комплексный социальный порядок, поддерживающий все пересекающиеся виды угнетения. Термин "кириархат" был введен Элизабет Шусслер Фиоренца в 2001 году в ее книге "Пути мудрости: введение в феминистскую интерпретацию Библии". В глоссарии она дает такое определение: "Неологизм. Образован от греческих слов "господин", "хозяин" (kyrios) и "править", "властвовать" (archein). Это понятие пытается пересмотреть аналитическую категорию патриархата в соответствие с концепцией множественных пересекающихся структур власти".

В глоссарии к своей книге Шусслер Фиоренца подчеркивает, что "адекватность понятия "патриархат" для феминистской теории была в какой-то момент поставлена под вопрос, потому что, например, черные мужчины не имеют контроля над белыми женщинами и мужчинами".

Чтобы расширить этот пример, давайте представим себе двух людей: белую цисгендерную гетеросексуальную женщину, и черного трансгендерного мужчину из рабочего класса с инвалидностью. Согласно теории, оперирующей только понятием патриархата, женщина в этом случае будет угнетена, а мужчина привилегирован.

Но, в общем и целом картина гораздо сложнее. Естественно, никто не отрицает тот факт, что белая цисгендерная гетеросексуальная женщина будет подвергаться гендерной дискриминации, а черный мужчина будет иметь мужские привилегии. Тем не менее, в данном примере мужчина не будет иметь контроля (то есть, экономических, социальных или политических преимуществ) над женщиной. Мы не можем сказать, что мужчина доминирует, так как здесь пересекается множество разных факторов, что делает ситуацию многомерной и неоднозначной. Игнорировать эти факторы, - значит стереть значимые аспекты идентичности этих людей, превращая реальные обстоятельства жизни в "сферического коня в вакууме".

Это вовсе не значит, что в некоторых случаях мужские привилегии могут полностью исчезать из-за определенных факторов. Это значит, что опыт обладания мужскими привилегиями динамичен и зависит от других идентичностей.

Термин "кириархат" больше подходит для обозначения "врага" интерсекционального феминизма по следующим причинам:

- Он признает, что гендерное угнетение - не единственный тип угнетения.

Мы никогда не достигнем равенства, если будем бороться только с сексизмом. Неравенство не начинается и не кончается на сексизме, так почему мы должны признавать только ту систему, которая ответственна за гендерное неравенство? Чтобы достигнуть настоящего, полного равенства, мы должны бороться со системным угнетением всех групп людей.

- Он признает, что ты можешь получать выгоду от системы угнетения и в тоже время быть угнетенной.

Я угнетена, потому что я женщина, но привилегирована, потому что я белая. Я угнетена и привилегирована одновременно, и я могу бороться с собственным угнетением, но это не значит, что я не поддерживаю угнетение других. Существование кириархата значит, что мы можем быть как угнетенными, так и привилегированными в одно и то же время. Это напоминает нам о том, что мы должны быть более внимательными к тем, кто угнетен сильнее нас.

Мейнстримное движение за права ЛГБТ часто игнорирует проблемы лесбиянок, бисексуалок, транс* людей, интерсексуалов и полисексуалов. Более того, американские гей-активисты даже склонны не включать в свое движение цветных и бедных людей. Это также касается мейнстримного феминизма, который традиционно игнорирует проблемы транс* и цветных женщин. В обоих случаях движение пытается бросить вызов угнетению одной группы людей, одновременно "выталкивая из вагона" другую группу. Целое движение по борьбе с угнетением может выступать в роли угнетателя просто потому, что участни_цы не анализируют свои привилегии. Согласно теории интерсекциональности, победить одну выборочную форму угнетения невозможно. Чтобы достигнуть истинного равенства, нужно бороться не только с патриархатом, но с кириархатом.

- Понятие кириархата дает ответ на вопрос, почему так много угнетенных людей являются соучастни_цами собственного угнетения.

Некоторые люди отказываются выступить против общественного порядка, в котором они угнетены. Возможно, это происходит потому, что протест против собственного угнетения заставляет людей задуматься о том, что некоторые другие социальные группы находятся в еще более худшем положении, а думать об этом всегда неприятно.

Лиза Фактора-Борхерс пишет: "Изучение кириархата показывает, что система гораздо сложнее, чем просто заправляющие всем белые мужчины-христиане. И лично я считаю, что существующий порядок вещей держится не только на них. Множество людей на более низких ступенях пирамиды заинтересованы в том, чтобы сохранить собственное место в этой структуре, считая, что ее свержение только ухудшит их положение". Это перегруженные работой представители нижнего среднего класса, которые выступают против государственной поддержки бедных. Это гендерно-конформные гетеросексуальные женщины, которые протестуют против феминизма, думая, что он нужен только гендерно-неконформным женщинам и квирам. Неважно, из жадности или из-за предрассудков, люди склонны поддерживать систему, которая плюет на них.

- Понятие кириархата не игнорирует людей, которые не идентифицируют себя ни как мужчин, ни как женщин.

Идея патриархата подразумевает бинарное понимание гендера. Согласно ей, человек может быть либо привилегированным мужчиной, либо угнетенной женщиной. Да, в существующей системе мужчины привилегированы по сравнению с женщинами. Но как насчет тех, кто не вписывается в гендерную бинарность? Концепт патриархата не учитывает того, что, хоть мужчины и стоят на верхушке пирамиды, но цисгендерные женщины все-таки имеют привилегии по отношению к небинарным людям.

- В рамках концепции кириархата признается, что разные виды угнетения связаны между собой.

Разговор о гендерном угнетении, игнорирующий другие формы угнетения, - это упрощение, утверждение, не соответствующее реальности. Не существует людей, которые были бы угнетаемы исключительно по одному признаку. Опыт каждо_й из нас сформирован всеми нашими идентичностями, и игнорировать их - значит отказывать человеку в праве на самоопределение.

Таким образом, понятие кириархата является основой для анализа форм угнетения в контексте их пересечений друг с другом. И если мы сможем прийти к пониманию того, что привилегии - это не что-то постыдное или плохое, не обвинение, а просто данность, которую необходимо учитывать в процессе взаимодействия с другими людьми, то понятие кириархата поможет нам перестать поддерживать эту бесчеловечную систему, в которой людей делят на сорта.

cyp, faq, интерсекциональность

Previous post Next post
Up