Чем плоха объективация женских тел?

May 17, 2014 00:17

Оригинал: Why Is Objectification Bad? The Sneaky Way Women's Bodies Are Cropped To Pieces | Авторка: Дианна Микалопулос | Перевод: Check Your Privilege для форума Femspace.ru


Каждый день, заправляя постель, я вижу свое отражение в зеркале и поднимаю майку, чтобы посмотреть на свой живот. Поворачиваясь боком, иногда я думаю: "Неплохо". Но гораздо чаще я с неудовольствием отмечаю, что мой живот сегодня не особенно плоский. И тут же вспоминаю, как недавно ела чипсы или пропустила тренировку в спортзале, и обещаю себе быть более внимательной.

Несколько недель назад я, как обычно, открыла свою ленту новостей на Фейсбуке и кликнула на заголовок статьи про здоровое питание. Но вместо того, чтобы прочитать очередную порцию неожиданных советов, я испытала физическое отвращение от иллюстраций, приложенных к статье, - они представляли собой гротескный букет из частей тела. Руки, держащие салат, на фоне туловища. Скрещенные ноги над диваном. Ряд ягодиц на врезках. Два туловища, загорающие в шезлонгах у бассейна. Губы, будто бы покрытые лаковой автомобильной краской. Туловище, прикрытое спортивными шортами и бюстгальтером.

Меня начало подташнивать, и я решила пойти в ванну почистить зубы. Мне казалось, что эти иллюстрации создал сам Декстер. А потом я заметила, что стою перед зеркалом ванной и опять по привычке приподнимаю майку, чтобы посмотреть на свой живот.

"Я хорошо помню, что когда я была ребенком, я видела рекламу колготок с изображением колеса из отделенных от тел женских ног, и она почему-то доставляла мне дискомфорт", говорит профессорка психологии из Колледжа Колорадо Томи-Энн Робертс. "Когда на изображениях видны только сексуализированные части тела - грудь, бедра, талия - без головы, мы воспринимаем эти сексуализированные части тела как репрезентацию фемининности".

Расчленение - один из механизмов объективации. Расчленение поддерживает идею о том, что женщина - это всего лишь сумма частей тела. Конечно, в этом нет ничего нового - в живописи женщин объективировали тысячелетиями. (В начале 1860-х картины Мане "Олимпия" и "Завтрак на траве" были первыми изображениями обнаженных женщин, вызвавшими скандал, потому что их героини смотрят прямо в лицо зрителю, не отводя глаза перед мужским взглядом).

Но сейчас практически любые журнальные статьи подаются зрителю с приправой из картинок с расчлененными женщинами.

"Мы уже лучше разбираемся в медиа и их приемах. Мы критично относимся к рекламе Versace, потому что знаем, что там очень много ретуши," - говорит Шантель Тиббальз, докторка социологии, специализирующаяся на изучении гендера, сексуальности и поп-культуры. "Но когда вы читаете статью про то, как следить за здоровьем сердца, и она проиллюстрирована фотографией женщины с идеальной внешностью - от губ до груди, - это более хитрая уловка. Может быть, информация в статье действительно полезна, но вместе с усвоением этой информации вы неизбежно начинаете ассоциировать понятие 'здоровье' с этим идеальным отфотошопленным изображением".

Оказывается, то, что я рассматриваю свой живот, когда смотрюсь в зеркало, - довольно типичное поведение. В 2012 году в Европейском Журнале Социальной Психологии (European Journal of Social Psychology) было опубликовано провокационное исследование, в котором утверждалось, что проблема лежит очень глубоко: наш мозг уже привычен к тому, чтобы воспринимать женщину как сумму частей тела.

В этом исследовании участни_цам были показаны изображения среднестатистического мужчины или женщины, сфотографированн_ой от головы до колен. После паузы им показывали эти же изображения, но одно было оригиналом, а второе немного отфотошоплено в районе груди или талии. Испытуемые должны были определить, какой вариант изображения они видели до этого. В следующем этапе эксперимента все действия повторялись так же, но когда нужно было выбрать из двух изображений, вместо целого тела человека был показан только обрезанный торс.

Вне зависимости от гендера испытуемого, оригинал фотографии обрезанного (сексуализированного) женского торса угадывался гораздо легче, чем когда предлагали выбрать оригинал фотографии женщины, снятой в полный рост. Для изображений мужчин верно противоположное: их сексуализированные части тела лучше запоминались при показе фотографий в полный рост, чем обрезанного торса.

"Восприятие частей лежит в основе того, как мы думаем об объектах: домах, машинах и т.д. Когда речь идет о людях, мы воспринимаем их как целое," говорит ведущая авторка исследования Сара Герве, докторка социальной психологии университета Небраска-Линкольн. "Обычно мы не разделяем людей на части, за исключением тех случаев, когда речь идет о женщинах. Это очень показательно. Женщины воспринимаются примерно так же, как неодушевленные объекты".

Исследование Герве предлагает и возможный путь решения этой проблемы. Участни_цам эксперимента было легче воспринимать женщину как целое, если перед этим их просили опознать большую букву, составленную из маленьких букв. Другими словами, чтобы перепрограммировать наш мозг, мы должны научить мужчин и женщин воспринимать части женского тела как компоненты большой целостной идентичности.

Но откуда вообще появилась тенденция к расчленению женских тел? Исследователь_ницы предлагают разные объяснения: от сформировавшихся в процессе эволюции ритуалов спаривания до, собственно, манеры современных медиа изображать женщин.

Робертс и Тиббальз обе считают, что одним из кусочков паззла является одержимость нашей культуры молодостью и страхом смерти. От блеска для губ до экспертных мнений - все, что нам продают, направлено на то, чтобы заставить нас выглядеть и чувствовать себя моложе. С помощью этой иллюзии мы отодвигаем неизбежное увядание.

"В процессе своих исследований я пришла к выводу, что женские тела напоминают нам о смерти больше, чем мужские, потому что женщины менструируют, кормят грудью - женские тела выполняют те же функции, что и тела других млекопитающих. Но мы дистанцируемся от этих функций - к примеру, мы скрываем менструацию. Когда мы 'расчленяем' женские тела, мы объективируем и сексуализируем их конкретные части, потому что они напоминают о неприятном - о нашей животной природе, о том, что мы смертны. Это то же самое, что убить живую женщину. Теперь она действительно всего лишь объект, не заставляющий нас чувствовать, что человек - такое же животное, как и все остальные," - говорит Робертс.

Я рано вступила в пубертат - уже в четвертом классе у меня появилась грудь, а вместе с ней - чувство неловкости за свое тело. Когда впервые в своей жизни я заметила похотливые взгляды, направленные на меня, я была в бассейне. Два мальчика наблюдали за тем, как я ныряю, когда вода стащила вниз верхнюю часть моего купальника.

Возможно, именно это неприятное воспоминание послужило причиной того, что мне так запало в душу знаковое исследование под названием "Этот купальник становится тобой", одним из автор_ок которого является Робертс. Робертс и ее коллеги попросили мужчин и женщин надеть либо свитер, либо купальный костюм, и пройти математический тест. Большинство людей обоих полов в купальных костюмах чувствовали себя сексуально объективированными, но только результаты женщин в купальниках заметно отличаются от остальных.

Когда девочки и женщины становятся мишенями объективации, они начинают смотреть на себя чужими глазами. Объективация способствует появлению стыда и тревожности, растрачивая интеллектуальный ресурс и иногда даже негативно влияя на физические способности.

Чтобы преодолеть разрыв в оплате труда или разрыв в уверенности в себе, женщинам нужно очень много душевных сил. Если приходится часть этих сил бросать на то, чтобы беспокоиться о "просвете" между ляжками, то это совершенно не способствует созданию культуры, в которой женщины имеют равные возможности с мужчинами.

Возьмем, например "Совершенную женщину" - журнальный раздел, который все никак не вымрет. Читатель_ницам дают набор частей тела знаменитостей и предлагают скомбинировать их, чтобы получить идеал. Потом издатель_ницы публикуют это изображение.

Недавно один из брендов нижнего белья запустил рекламную компанию, включающую опрос, который должен сравнить идеальную форму женщин и мужчин в женской и мужской версии. Спойлер: у мужчин и женщин разные представления об идеальной форме! Бренд пришел к выводу, что "Сумма всех этих частей тела не выглядит как то, что мы воспринимаем как совершенное тело. Это должно дать нам всем больше уверенности в своих телах!"

И каким образом это должно нам помочь?

Иногда бывает полезно разозлиться. Например, как в 2012 году, когда журнал Men’s Health попытался выехать на "Совершенной женщине", опубликовав статью "Анатомия совершенной женщины". Статья была написана в псевдонаучном ключе и приводила статистику особенностей внешности, которые мужчины считают привлекательными в женщине (вплоть до размера обуви). Все это было проиллюстрировано пугающим коллажем. Статья получила столько критики от блоггер_ок, что редакция была вынуждена удалить ее со своего сайта.

Осознание проблемы и гнев толкают нас к обсуждениям, распространению информации и борьбе. Можно, к примеру, создать на Pinterest галерею с подборкой объективирующей рекламы, чтобы обратить внимание на проблему. Я начала делать скриншоты изображений отдельных частей тела и собирать эти "обломки" в изображение целой женщины. Получившийся коллаж демонстрирует силу своих кусочков. Даже сейчас, осознав и отвергнув объективирующее расчленение, я все еще не могу сконцентрироваться на изображении целиком. И это меня очень раздражает. Но, возможно, это приведет к результатам в будущем.

Что касается моей привычки разглядывать свой живот, - не буду врать, что от нее было легко избавиться. Но сейчас я хотя бы фиксирую это действие за собой. И когда я в очередной раз ловлю себя на этом, я не отвожу глаз, - я перефокусирую взгляд и учусь смотреть на свое отражение в зеркале целиком.

cyp, стандарты красоты, исследование, контроль внешности

Previous post Next post
Up