Интерсекциональность постулирует, что наше социальное положение в соответствии с расой, классом, гендером, сексуальностью, национальным происхождением, трудоспособностью, возрастом и т.п. нельзя просто разобрать по-отдельности. Разговор об универсальном «женском» опыте звучит сомнительно, поскольку «женственность» переживается по-разному, в зависимости от расы, класса, сексуальности - энного числа факторов. По этой причине, не задумывающееся об этом феминистское движение, якобы сосредоточенное на интересах «женщины», как правило, отражало интересы наиболее привилегированных членов этой социальной категории.
В такой же мере, наши разные социальные положения и иерархии пересекаются сложными способами и не могут быть легко отделены друг от друга. Люди существуют не как «женщины», «мужчины», «белые», «рабочий класс», и т.п. в вакууме, свободные от других структурированных социальных отношений. Более того, каждая из этих систем эксплуатации и угнетения функционирует особым образом. Назовём два очевидных примера. Класс есть социальное отношение основанное на эксплуатации человеческого труда. Как социалисты, мы стремимся ликвидировать классовое общество, а не покончить с классовым элитизмом в рамках капитализма. Это делает классовое угнетение особенным. Другой пример: идея «сексуальной ориентации», развитая в 1800-х с открытием «гомосексуальности» как категории людей. На деле, оно привело к созданию идентичности, основанной на гендерном выборе сексуальных партнёров, более или менее игнорирующей несметное число способов организации человеческой сексуальности (например, число партнёров, предпочитаемые формы соития и т.п.). Оно также фактически ограничило сексуальную идентичность тремя категориями: гетеро, гомо и би - как будто не может существовать большего диапазона человеческой сексуальности. Освобождение в сексуальном плане затруднено этими категориями, которые не могут охватить подлинное сексуальное/социальное бытие каждого. Это также делает сексуальность уникальной.
Структурированное неравенство и иерархии развивают и поддерживают друг друга. Например, труд женщин по деторождению и воспитанию обеспечивает новыми телами большую общественную фабрику, что позволяет капитализму продолжать своё существование. Превосходство белых и расизм позволяют капиталистам контролировать часть рынка труда, которая может служить резервом дешёвого труда. Обязательная гетеросексуальность позволяет сохранять патриархальное устройство семьи, усиливая патриархат и мужское доминирование. И все структурированные формы неравенства усиливают нигилистическую веру в неизбежность организованной иерархии и утопичность чаяний освободительных движений.
Сторонники интерсекциональности, к тому же, утверждают, что борьба против любого доминирования является необходимым компонентом для создания свободного общества. Нет необходимости создавать иерархию значимости той или иной социальной борьбы и выдвигать одну из них как «первоочередную», а другие как «второстепенные» или «частные», по причине комплексности их взаимного пересечения и развития. Более того, история показала нам, что этот метод ранжирования систем угнетения вызывает рознь и не нужен - и хуже того, он подрывает солидарность. Также, в ходе организационной работы и развития политической практики, мы можем посредством рефлексии сдвинуть рамки к центру нашего анализа, дабы избежать его уклона в сторону привилегированных, который на протяжении нашей истории приводил к большому числу расхождений в рядах феминисток и левых.
Читать статью полностью:
Отказываемся ждать! Анархизм и интерсекциональность