Originally posted by
cat_gekata at
Развидеть матрицу, или снова о сокрытии насилияМатрица, на которой держится патриархатная реальность, столь же удручающе проста, сколь и логична. Любая иерархическая структура (а матрица - это, бесспорно, иерархическая структура) держится на применении насилия, чем бы оно не маскировалось. Можно говорить о том, что кто-то "умнее", "способнее", "образованнее", "активнее", "богаче", "просветленнее" и т.д. - но подъем на вершину иерархической лестницы обеспечивает совершенно не это. Только склонность к насилию и эксплуатации по отношению к ближнему и дальнему, и способность это насилие и эксплуатацию не замечать и оправдывать, преподнося их как норму, отрицая при этом самую их суть, но свято исповедуя их принципы - вот то, что неизбежно поднимает социопата лидера на вершину иерархии. Эксплуатация - это цель, насилие - средство.
Я не буду сейчас
повторяться, какие виды насилия бывают, в данном случае речь идет обо всех без исключения. Еще полтора века назад в моде было насилие физическое, сейчас все больше в ходу искусные психологические, экономические и интеллектуальные манипуляции, но суть остается неизменной.
Люди в зависимости от отношения к насилию (и к эксплуатации, как его следствию) делятся на два лагеря.
Первые - отрицают либо замалчивают само его существование (но в глубинах бессознательного искренне надеются когда-нибудь занять свое "достойное" место в иерархии на этой земле). Вторые - видят и признают, и отказываются принимать в нем дальнейшее участие, способствовать ему, прикрывать его - именно потому, что они вышли из матрицы. И да, между этими типами людей - непримиримые противоречия во взглядах.
Первые (и их большинство) - это те, кто принял
идентификацию с агрессором в той или иной форме, впустил ее в себя, начав либо оправдывать насилие в любых видах - от обыденного версии "лайт" до репрессий и тирании, рассуждая о его необходимости, либо не замечать или отрицать его. Порой они сами периодически могут играть роль насильников, и стремиться к тому, чтоб получить свою ступеньку (пусть и ничтожную) на иерархической лесенке. Это обычный путь для большинства мужчин. Преимущественно "женский" путь идентификации с агрессором (хотя мужчины тут тоже вполне могут оказаться), напротив, порождает добрейших и сердечнейших людей, которые в любых поисках справедливости видят "нездоровое поведение" и опасность. Именно они настаивают на прощении любых агрессоров и насильников, или рассказывают нам о том, что испытывать злость и гнев - нехорошо, а то и просто опасно для здоровья. Но на самом деле они уговаривают окружающих принять какие-либо роли из матрицы - либо насильника, либо жертвы. Как это не парадоксально звучит, но это - тоже вариант идентификации с агрессоров, его другая сторона, описанная Ференци -
когда мы не угрожаем и не нападаем, не проецируем агрессию на третьих лиц и не машем кулаками после драки, а удовлетворяем агрессора, подстраиваемся под него, подчиняемся ему, если чувствуем, что мы в опасности. Мы перестаём быть самими собой и превращаемся в то, как представляет себе нас агрессор. То есть быть жертвой - это продолжать ту же самую матрицу, обеспечивая "правильное" распределение ролевых моделей.
Для лиц, "жертвенным" способом идентифицированных с агрессором, уже одно указание на факт насилия крайне неуютно, оно подрывает самую основу их мира, делая видимым то, что так тщательно укрывалось и маскировалось в глубинах психики - НЕБЕЗОПАСНОСТЬ существующего социума. А жить в небезопасном мире - да, это страшно, от этого хочется хоть как-то защититься... И психика защищается, включая свои иррациональные механизмы - отрицая все, что обозначает насилие, отменяя сам факт его существования, продвигая идеи о том, что ВСЕ люди - хороши и прекрасны, и главное - это прощать всем их "слабости" (слабостью, впрочем, является сама включенность в иерархию жертва-насильник). Любимая теория, которую проповедуют те, кто находятся в матрице по обе стороны баррикад - это то, что в насилии "виноваты" оба участника - и насильник, и жертва. И если жертва правильно изменит свое поведение... но мы уже давно знаем, что все равно ничего не произойдет. Эта теория помогает поддерживать иллюзорную веру в
"справедливый мир", создавая ощущение мнимой безопасности.
Вторые - это как раз "вышедшие из матрицы", те, которые либо не идентифицированы никак с агрессором, либо смогли от этой идентификации отказаться и выйти из этой игры. Их существование болезненно воспринимается и насильниками, и жертвами, но жертвами - особенно. И если у насильников реакция - это агрессия, то у жертв - это желание отменить само существование вышедших из матрицы, переубедить их, перевоспитать и "помочь им", в более тяжелых случаях - желание добиться от них "раскаяния" и признания своих "ошибок". И не потому, что жертвам нужно сберечь целостность матрицы (ее как раз рьяно охраняют сами насильники), а потому, что у них нет в данный момент ресурса на переосмысление своего положения в ней. И встретиться с неприятной истиной они попросту не могут себе позволить.