Originally posted by
nota_cat at
Вопросы-ответы по радикальному феминизму Из статьи Эдриен Рич «Принудительная гетеросексуальность и существование лесбиянок» (1978):
«Мужское господство - это власть мужчин:
1. Отрицать собственную женскую сексуальность (при помощи клитеродектомии и иссечения половых губ; поясов чести; наказаний, вплоть до смертной казни, за женскую неверность; наказаний, вплоть до смертной казни, за лесбийские отношения; психоаналитического обесценивания клиторального оргазма; осуждения мастурбации; отрицания материнской и постклимактерической чувственности; удаления матки без показаний; псевдолесбийских изображений в медиа и литературе; сокрытия и уничтожения настоящих документов о настоящих лесбиянках).
2. Насаждать женщинам проявления мужской сексуальности (при помощи изнасилования, в том числе супружеского, домашнего насилия; инцестуальных связей между отцами и дочерями, братьями и сестрами; социализации женщин с верой в то, что мужское сексуальное желание - это их неотъемлемое право; идеализации гетеросексуальных отношений в искусстве, литературе, медиа, рекламе и т.д.; детского брака; договорного брака; проституции; гаремов; психоаналитической доктрины о фригидности и вагинальном оргазме; порнографическим изображениям женщин, с удовольствием принимающих сексуальное насилие и унижения (подспудное сообщение такого изображения: садистическая гетеросексуальность более «нормальна», чем чувственные отношения мужду женщинами).
3. Контролировать и эксплуатировать женский труд, присваивать результаты труда (при помощи институтов брака и материнства как неоплачиваемого репродуктивного труда; горизонтальной сегрегации женщин в оплачиваемой сфере труда; ограничения вертикальной мобильности работающих женщин; мужского контроля над абортным законодательством, контрацепцией, стерилизацией и рождением детей; сутенерства; убийства младенцев-девочек).
4. Отбирать у женщин их детей (при помощи отцовских прав и «законного похищения»; принудительной стерилизации; систематического инфантицида; отобрания детей у матерей-лесбиянок через суд; карательной гинекологии; использования матерей как назначенных палачей в нанесении генитальных увечий или бинтовании ног (или связывании ума) дочери для того, чтобы выдать ее замуж).
5. Ограничивать женщин физически и предотвращать их организацию в женское движение (при помощи изнасилований как метода террора, удерживания женщин в стенах домов; сегрегации женщин в пространстве и ограничительных одеждах; бинтовании ног; атрофии женских физических возможностей; высоких каблуков и «женственного» дресс-кода; вуали; сексуальным домогательствам на улицах; горизонтальной сегрегации женщин на работе; продвижения идеала женщины-домохозяйки; усиления экономической зависимости жен).
6. Использовать женщин как объектов в мужских делах (использование женщин как «подарков»; выкуп невесты; сутенерство; договорной брак; использование женщин как развлечений при мужских сделках: жены-хостесс на вечеринках, официантки, вынужденные одеваться так, чтобы удовлетворять мужские сексуализированные запросы; проститутки; эскорт; гейши; секретарши).
7. Стеснять женское творчество (охота на ведьм как преследование повитух и целительниц, истребление независимых, «неассимилированных» женщин; представление преследований мужчин более важными, чем женские страдания в любой культуре, так что культурные ценности становятся воплощением мужской субъективности; запрет на женскую самореализацию вне замужества и материнства; сексуальная эксплуатация женщин мужчинами-художниками и преподавателями; социальное и экономическое разрешение женских творческих надежд; стирание женской культурной традиции).
8. Удерживать женщин от большой части общественных знаний и культурных приобретений (удерживание женщин от получания образования; «Великая тишина» в том, что касается женского - и в частности лесбийского - существования в истории и культуре; насаживание гендерных ролей, которые удерживают женщин от науки, технологии и других «мужских» сфер; мужские социальные и профессиональные связи, исключающие женщин; профессиональная дискриминация женщин)».
Эдриен Рич первой назвала проблему принудительной гетеросексуальности и встроила ее в систематический обзор инструментов мужского доминирования. Однако вопрос о женской гетеросексуальности становится еще более понятным, рассматриваемый через понятие Социального стокгольмского синдрома.
Ди Грэм в книге «Любить, чтобы выжить», говорит о женской гетеросексуальности как о механизме выживания в условиях мужского террора:
«Так как мужское насилие над женщинами сексуализировано, женские связи с мужчинами также сексуализированы. И поскольку мужское насилие над женщинами сексуализировано, главный путь установки и поддержания связей с мужчинами для женщин - это секс или сексуализированные взаимодействия. Если мужчины требуют сексуального и репродуктивного обслуживания, а женская безопасность и выживание зависит от мужского отношения к женщине, женщина, желающая выжить и не видящая других путей избежать мужского насилия, будет предоставлять сексуальные и репродуктивные услуги».
Женская гетеросексуальная самоидентификация становится таким образом способом возможного выживания: выражением необходимости установить прочные «любовные» связи с «защитником». Именно во время сексуальных взаимодействий происходит установка связей между мужчиной и женщиной, потому «любовь» женщины к мужчине также достигает здесь пика. И, разумеется, интериоризированный «мужской взгляд» также готовит женщин и удерживает их в гетеросексуальности.
Возвращаясь к изначальному вопросу о сексуальности вообще, следует добавить, что принудительная гетеросексуальность отсекает для многих женщин не только лесбийство, но и асексуальность.
Что касается лесбийства, преподносимого время от времени в виде панацеи от мужского насилия, то в него без особых препятствий проникают нездоровые отношения господства и подчинения, унаследованные от гетеросексуальной модели. Копирование гендерного разделения, домашнее и сексуальное насилие в лесбийских парах, существование лесбийского БДСМ - все это не позволяет говорить о современной лесбийской сексуальности, как о безопасном альтернативном пути. Между прочим, лесбийский БДСМ был внедрен в дискурс именно лесбийскими про-секс феминистками (группа
Самоа).
Радикальный феминизм рассматривает женскую сексуальность как поле для борьбы за освобождение, противостояние всем формам принуждения в сфере сексуальности, но основа для нашего объединения - не сексуальность, не национальность, раса, матримониальный или материальный статус, а общий опыт гендерного угнетения, согласие с радикально-феминистской повесткой и желание работать для освобождения женщин и уничтожения патриархата.