Режиссер: Майкл Чэпмен
Год: 1986
Страна: США
Экранизация
книги Джин М. Оуэл.
Фильм о первобытных людях, 35 тысяч лет назад. Кроманьонская девочка Эйла попадает в племя неандертальцев.
Честно говоря, не внушает доверия то, как изображено первобытное общество.
Во-первых, оно уже довольно жестко патриархальное. Например, охотятся только мужчины, для женщин даже прикасаться к оружию - табу. Было ли такое у первобытных людей? Едва ли. Еще очень спорный вопрос, кто изобрел оружие, вполне вероятно, что женщины.
Из
книги Светланы Бурлак "Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы":
"Впрочем, жить в саванне могут и шимпанзе - существует сообщество этих обезьян, обитающее в Фонголи на юго-востоке Сенегала. Эти шимпанзе выглядят более “прогрессивными”, чем их лесные сородичи. Так, они используют пещеры для защиты от дневной жары (но не для ночного отдыха). Они изготавливают “копья” (длиной от 40 до 120 см) для охоты на галаго (мелких полуобезьян, ведущих ночной образ жизни). Заметив дупло, где, по ее предположению, может спать галаго, обезьяна отламывает ветку, очищает ее от сучков и листьев (а иногда и от коры), заостряет конец и несколько раз быстро тыкает ею в дупло. Если на вытащенном “копье” обнаруживаются следы крови - можно лезть за убитой добычей. Любопытно, что особи, охотящиеся с копьями, - это самки, а не самцы: самцы достаточно сильны, чтобы при необходимости добыть мясо “голыми руками.”
Во-вторых, у этого племени есть представление об отцовстве и индивидуальный брак. У неандертальцев? Ну-ну.
В-третьих, как изображен секс... В общем, это одно сплошное насилие. Какие основания считать, что у первобытных людей всё было так грубо и жестоко? Собственно, никаких, если посмотреть на приматов, то у многих распространены всяческие ласки и заигрывания, почему бы и у первобытных людей не могло быть этого.
В общем, интересно разве что с той точки зрения, как современные предрассудки влияют на представление о жизни в те эпохи, о которых у нас не осталось письменных свидетельств и остается только додумывать. Додумывают, в общем, в весьма патрирхальном ключе...
Впрочем, сама Эйла - героиня вполне сильная, активная и нарушает гендерные нормы своего племени. Фильм даже проходит тест Бехдель за счет ее диалогов с приемной матерью и названной сестрой.