Оригинал взят у
morraine_z в
Ужасы по дешевке (Penny Dreadful) 3 сезон"А может быть ты забила бы на свою гордость и съездила бы сама к нему?"
(К/ф "Москва слезам не верит")
Сезон очень хороший, хотя и третий; но безысходно мрачный. Наверное, он так и был задуман, и в общем все логично.
Под катом будет куча спойлеров и рассуждений в духе если бы да бы кабы, если не хотите спойлеров, краткая суть - не любит сценарист сильных женщин и считает, что за редкими исключениями они все должны погибнуть. Не верит он в женскую дружбу и поддержку; то есть он знает, что она существует, но убежден, что реально помочь друг другу и спасти женщины не могут.
Ну и кое-что о монстрах.
Итак, в конце Ванесса гибнет, морально и физически. Оставленная друзьями и защитниками, она пытается наладить нормальную жизнь, выпутаться из плена теней прошлого, и вот этот момент надежды, когда она гуляет по Лондону, ходит в музеи, разговаривает с приятными ей людьми, когда она возрождается - это самый ужасный момент в сериале, а совсем не тот, когда вампиры очередную жертву на крюке едят или там из песка выползают змеи.
Потому что надежда эта - не сбывается, Ванесса находит себе очередного монстра, а сил на борьбу уже нет, и она сдается. Безысходность, беспросветность, как ни бейся ты, но если тебе на роду написано быть Матерью Зла, то ты не уйдешь от судьбы.
Монстр, кстати, вполне себе симпатичный. Он принимает ее такой, какая она есть, не требует от нее приспосабливаться или меняться, искренне любит ее, нежен, галантен и даже лишен ложной этой мужественности - когда по его следу идет пес Господень, и Ванесса по учащенному пульсу любимого замечает, что нервничает, Дракула говорит вальяжно: хэй, во всех пророчествах написано, что он единственный, кто может меня одолеть, так могу я маленько понервничать?
Да. Сильную женщину может полюбить только монстр, монстр искренний абсолютный, не какой-то там Итон Чандлер, который в муках совести за своих невинных жертв сдается полиции, чтобы получить наказание, а Дракула из первого сезона, пытавшийся взять Ванессу силой, получивший по рогам и признавший равенство сил. И сразу ставший на почве этого вполне вменяемым мужчиной. (Правда?)
Прежде чем рассмотреть, так ли это, поговорим немного о других сюжетных линиях сериала. Об вышеупомянутом Итоне Чандлере, докторе Франкенштейне и Лили, освободившемся монстре, о Джоне Клэре.
Доктор Франкенштейн, этот милый романтик, хочет вернуть Лили, которая устраивает революцию и счастлива с Дорианом Греем. Для этого он улучшает сыворотку, которую создал его друг доктор Джекил. Сыворотка эта делает пациентов "хорошими, послушными", стирает память - всю. И о совершенных преступлениях, и о боли, послужившей их причиной. Лили, между прочим, всего лишь мягко советует возлюбленному пережить первую любовь, но не таков Виктор Франкенштейн, чтобы отступиться. Дориан Грей, пресытившись революцией, сдает свою напарницу доктору на опыты. Лишившись эмоционального и организационного центра, революционерки сращу разбегаются (более ярко выразить свое презрение к женщинам и к их - нашим - союзам сценарист не мог). Остается правда одна, из личной верности к Лили, и Грей сворачивает ей шею.
Но он впрочем всегда и был хладнокровной пресыщенной сволочью и никогда не говорил громких слов. Лили, кстати, удается заговорить зубы милому романтику Франкенштейну, отстоять свое право на свою боль, и он отпускает ее.
Джон Клэр тоже окончательно возвращает себе память - и свою семью, но когда жена просит отнести из умершего сына к волшебнику доктору и оживить его, Джон относит его в море (хоронит его таким образом). Он выучил урок. Жизнь это жизнь, смерть это смерть, болтаться между ними не пристало (больше пафоса для бога пафоса, да). Я вот думаю, что если люди, согласно правилам сериала, после воскрешения сохраняют память (она возвращается, но не сразу), и в общем остаются теми же самыми людьми, какими были, плюс физическая сила, неуязвимость, отпадает потребность в еде - то почему нет? Кому от этого плохо? Ну конкуренция на рынке труда возрастет, но рынок это уже переживал. С моей точки зрения, вопрос в том, чтобы защитить этих воскрешенных от произвола создавших их докторов, которые все норовят из них собственную любимую - или нелюбимую, если результат получился с лица не очень - игрушку сделать, от липкого любопытства толпы, а не в том, чтобы не воскрешать людей вообще.
Итон Чандлер тоже переживает массу искушений. Эта линия - разухабистый вестерн; когда полицейские везут его на суд, в поезд врывается какая-то банда, убивает всех полицейских и увозит нашего героя, он в свою очередь избавляется от бандитов, которые везут его к отцу на расправу и в компании одной из ведьм второго сезона идет туда сам, чтобы разобраться с отцом. Пока они бредут по пескам, ведьма его всячески искушает, чтобы он перешел на сторону зла, бьется вместе с ним, колдует для него. В итоге все смешивается на ранчо Талботов: английский полицейский, так и не бросивший преследование, ведьма, сэр Малькольм, Итон сидят за одним столом. Где-то на заднем плане бродит дружественный апач, которого Итон считает своим вторым отцом (а сэра Малькольма - третьим). Мы узнаем много нехорошего из прошлого Итона - белых людей он предал, помогал апачам грабить собственный дом, в общем никак не может тоже выбрать сторону человек. Отец все время достает и унижает Итона, а сэр Малькольм вступается, так нельзя, я своего тоже унижал, и он в итоге умер.
Наши побеждают; ведьма рвет всех врагов, остальные тоже участвуют, отец кричит Итону ну давай убей меня, ублюдок, но Итон НЕ делает этого. Для русской культуры, все еще живущей по великому лекалу "я тебя породил, я и убью" это очень необычно. Не отец убивает неудачно получившегося сына, а сын может убить его и не делает этого! Вообще оборзели они там, что еще сказать. Но тем не менее Итон отказывается перейти на сторону зла, несмотря на то, что у него для побольше оснований, чем было у Артаса Менетила, к примеру. Злого отца убивает отец хороший - сэр Малькольм то бишь.
Потом они наконец вспоминают о Ванессе и возвращаются в Лондон, но уже поздно...
Я что хочу сказать? Разница в круге тех, кто поддерживает героев, она бросается в глаза. У Итона в сложный момент его жизни обнаруживается аж три отца - биологический, духовный - тот апач (он вообще Отец Тень, я бы сказала, потому что именно он сделал Итона оборотнем), и добрый - сэр Малькольм.
Биологическая мать от Ванессы отказывается, подруга лучшая из-за нее гибнет, ведьма Джоан Клейтон, обучившая ее всему - тоже, психиатр - женщина хоть и помогает ей, и довольно профессионально, именно ее совет в итоге окончательно сталкивает Ванессу в пропасть.
Отцы Итона эмоциональны, общаясь с ним, они в нужные моменты обнимаются, утешают друг друга и плачут вместе. Они никогда! Не отказывались от него; даже преданный им биологический отец не забывает Итона, не махает рукой, а разыскивает, чтобы все-таки сделать из него человека, сломать под себя. "Матери" Ванессы холодны, отстранены, суровы, требовательны и в итоге бессильны. Я понимаю, что это все мечты сценариста, но смотреть на столь богатого отцами и поддержкой Итона на фона сиротинушки Ванессы обидно.
Второй момент заключается вот в чем. Какого черта Ванесса осталась в Лондоне? (Чтобы пафосно погибнуть, конечно, но проблема в том, что это был НЕ единственный путь, хотя сценарист верно и убежден в обратном). Итон был с ней, и тоже принимал какая есть, и видел все ее стороны, и лучшие, и худшие, и любил ее. А потом ему самому стало плохо; почему она не пошла за ним, не поддержала, не показала, что она тоже принимает его любым? (Да и смена обстановки несомненно пошла бы ей на пользу; к тому же, даже если бы Дракула ломанулся за ней в мексиканскую пустыню, у него там нет своры подручных-вампиров). Он ей конечно не сказал, как водится, куда он уезжает и все такое, но она же чёрт возьми ведьма! Чему-то Джоан Клейтон ее обучила! Проведи поисковый ритуал, промчись с любимым через пустыню. Ведьма из второго сезона так и сделала. Это даже не вопрос гордости - это вопрос ощущения себя. Ведьме Итон был нужен, мне нужно - я иду и беру, в чем здесь унижение? А Ванесса так долго была преследуемой, жертвой, которую загоняют, что гнаться за любимым ей похоже показалось отвратительной идеей на уровне еще неосознанной мысли. Она привыкла, что ее спасают, она никогда не спасала никого - а надо было бы, осталась сидеть и ждать, и копаться в прошлом - а это не всегда бывает лучшим выбором, хотя понятно, что это еще вопрос ресурсов...
В общем, я бы построила эти сюжетные линии иначе, хотя и так, как изложено, тоже могло быть.