реж. Ёнэбаяси Хиромаса, 2014
В выходные удалось выбрать время для просмотра этого полнометражного аниме студии Гибли. Общее впечатление скорее положительное, хотя, на мой взгляд, немного лишку слезодавительных трогательных сцен и маловато настоящей драмы, напряжения.
Сюжет несложный и выдающий соль интриги почти сразу: удочеренная девочка больна астмой, ее отправляют пожить на свежем воздухе к родственникам на побережье. Девочка по приезду тут же обнаруживает заброшенный особняк, который, разумеется, овеян тайной и в который ей по доброму советуют не лазить. Однако, девочка (у которой детская травма, нарушение привязанности и подростковый бунт), конечно, полезет, потому что общаться с реальными людьми ей трудно, зато с порождением своего бессознательного - только так.
Чтобы сильно не спойлерить, напишу только общие слова. Фильм очень ориентирован на "типичную девочку-подростка", как ее понимает более или менее прогрессивная поп-культура. То есть, это история про то, что, выходя из семьи во внешний мир, девочка сталкивается с проблемами, которые заставляют ее сомневаться в безопасности и правильности этой самой семьи. Отъезд из дома как символическая сепарация, обращение к очень ранним воспоминаниям как поиск силы в себе самой, но и невозможность до поры признаться себе в том, что твоя сила в тебе - отсюда создание образа другой девочки.
Этому способствует и конфликт между представлениями о безусловной любви, кровном родстве - и превратно истолкованными фактами жизни, тем, что кажется проявлением прагматизма и поиском выгоды.
Все сцены столкновения с "миром" довольно проходные и условные; напротив, все, что связано с воспоминаниями, мыслями о семье, о доверии, любви и безопасности - это ударные, сильные, наполненные драматизмом моменты.
Фильм проходит тест Бехдель со свистом, потому что в нем минимум шесть женских персонажей, у которых есть имена, которые занимают большую часть экранного времени, говоря друг о друге, о любви, доме, жестокости, одиночестве, страхе и радости, и только местами, походя - о мужчинах. Фильм также можно назвать вполне про-фем, если говорить об эмоциональном и смысловом фоне сюжета. Женщины фильма имеют разную внешность, занимаются разной работой, их характеры явно выписаны и также различны, их семейное положение, эмоциональный склад, стиль одежды и даже пластика движений (о, восславим аниматоров!) не позволяют видеть в них ничего стереотипного.
Плюс ко всему, это, все-таки, Гибли - то есть, это шикарная анимация, приятная озвучка и музыка и фирменно-гиблевский дизайн персонажек. Кто не боится утонуть в сиропе в двух-трех сценах - рекомендую от души.
ПС метки по мере понимания, если что-то лишнее - прошу модераторок поправить.