Jennifer Utrata. Women without men : single mothers and family change in the new Russia
Aug 13, 2016 21:00
Выдержки из интересного социологического исследования "Женщины без мужчин: матери-одиночки и изменения семьи в новой России", которое выходило только на английском.
Originally posted by deyatinor at Jennifer Utrata. Women without men : single mothers and family change in the new Russia Очень кратко об авторке: родилась в 1970 году, впервые на постсоветском пространстве побывала в начале 90-х, работала преподавателем английского языка в корпусе Мира в Узбекистане, затем ещё несколько раз возвращалась в Россию. Замужем, трое детей. [Сведения об исследовании и экскурс в историю вопроса]Хотя книга вышла в 2015 году, исследования, на которых она базируется, проведены значительно раньше, в 2003-2004 годах. Метод исследования - глубинные интервью. Основные исследования проводились в Калуге (авторка искала провинциальный город, где живут в основном русские), также было проведено несколько интервью в Москве. Всего было опрошено 150 человек, из них около 90 одиноких матерей, 20 бабушек, 20 замужних матерей, 21 отец, не живущий с детьми. Со своими респондентами авторка знакомилась где попало, стараясь выбирать людей из различных классов. Половина интервью происходила дома у респонденток. Большинство опрошенных женщин были разведены, 63% имели одного ребёнка, 24% - двух, 25% никогда не были замужем. Первой проблемой, с которой столкнулась авторка, было определить, кого считать одинокой матерью. В книге описана история, как она заговорила об этом с персоналом кафе, где ела, и работницы начали ожесточённо спорить, кого можно считать одинокой матерью, а кого нет. Авторка считает одинокой матерью женщину, воспитывающую несовершеннолетнего ребёнка без мужа или другого мужчины. Далее будет показано, что границы между одинокими матерями и замужними размыты, иногда замужние матери воспитывают ребёнка с тем же чувством одиночества и без помощи от отца, что и одинокие. История вопроса: авторка считает, что хотя одинокие матери были всегда, их история в России начинается с 1944 года, когда был принят закон о том, что любые работающие матери имеют право на помощь от государства. Этим же законом запрещались аборты. Авторка связывает это с тем, что во время 2 Мировой войны 17% российских мужчин были убиты и государству нужно было заполнить демографическую дыру. Замужние женщины этим законом были недовольны, писали письма с просьбами его отменить. В это время около 30% детей были внебрачными. В 1955 году были разрешены аборты, в 1965 - упрощена процедура развода, 1968 - новый семейный кодекс. Во времена застоя внебрачными были около 10% детей. Бездетность была стигматизирована. После упрощения процедуры развода резко выросло их количество (с 18 до 30%). Исследования одиноких матерей с записью устной истории начали проводить в 1968 году. В позднесоветское время основными причинами браков были "время пришло", "нужно рожать", "надоели общаги" или страх одиночества. Как правило первый ребёнок рождался сразу, потом делали аборты. При первой беременности аборт не делали из-за страха бездетности. Одинокие матери в позднесоветское время имели льготы и доплаты от государства, но были стигматизированы в обществе: их часто не приглашали на праздники, с ними отказывались дружить. Разведённые женщины не были так стигматизированы. От отца после развода требовали только алименты. В целом женщины были защищены, но имели меньше возможностей. Основные причины разводов: пьянство, постоянные измены, семейное насилие.
А теперь немного цифр (все из книги, там есть ссылки, откуда авторка их взяла). 1/3 российских мужчин имеет запой минимум раз в месяц (авторка использовала термин binge drinking, может, это алкогольный срыв?) Среди женщин 1%. С 1940х до 1980х употребление алкоголя на человека увеличилось в 4 раза. Убийства мужьями жён в России случается в 2 раза чаще, чем в США. Уровень убийств в России в 3 раза больше общемирового. 1/3 детей в России воспитывается в семье с одним родителем (чаще всего это мать). Для сравнения в США 1/2 детей хоть какое-то время воспитывается в семье с одним родителем. Среди чернокожих таких 68%, латино - 43%, белых - 29%.