Я давно искала книгу уральской писательницы Тамары Михеевой "Лёгкие горы". И вот, радость-радость, её переиздали, прочитала я очень быстро и с немалым удовольствием. Во-первых, понравился стиль Михеевой. Она с юными читателями и читательницами не заигрывает, пишет немного отстранённо, сосредотачивается на главном, не распыляясь на мелочи. Во-вторых, нет соблазнительного эскапизма. Дети и взрослые живут в реальном мире, решают и обсуждают реальные проблемы. Затрагивается и экологическая тема, и национальный вопрос (главная героиня, Дина Хорсова, - сирота, не знает своих родителей, но внешность у неё дагестанского типа), и умирание деревни... При этом чернушного, унылого впечатления повесть не производит. По настроению она сродни произведениям английских писательниц - Нины Боуден, Эдит Несбит. Серьёзность, сосредоточенность и уважение.
В центре, так сказать, повествования Тася, бабушка обширного семейства. Она пережила войну и послевоенные трудные годы, потеряла жениха и двоих мужей, воспитала троих детей. И если у сыновей всё благополучно, большие дружные семьи, то у дочери, Екатерины, не всё гладко - болеет, не может родить. И вот муж Кати, Серёжа, предложил гениальную идею - усыновить мальчика-сироту. Но Катя, только увидев фотографию, поняла, что возьмёт не мальчика, а нерусскую девочку Динару...
Собственно, с этого неурядицы и начались. Семь лет в детском учреждении - не фунт изюму, девочка даже не умела сахар в чай положить... Новоявленный отец был недоволен, срывался, уходил. Потом совсем ушёл. Словом, первые летние каникулы мама с дочкой проводили не в самом радужном настроении. Однако бабушка Тася сразу приняла новую внучку в семью, поддержала её, а дочери сказала так:
- Хватит ребенка мучить! Она же не ест, не спит, только и думает о том, как бы ты ее назад не отдала! - Мама! - Вот тебе и мама! Это только я да ты знаем, что ты ее никогда не отдашь, а дите? Она, думаешь, понимает? Да ты посмотри на нее только, когда он тебе звонит, она ж с моста в реку готова, а ты и бровью не ведешь, будто не видишь… - Мама, да я… - Сергей, конечно, мужик хороший, но только он взрослый человек, и ты за него не в ответе, был он, и нет его, а ты раз дите взяла, то отвечай за нее и жалей ее. И каждую ее слезинку береги. Вот и весь тебе мой сказ.
И здесь, уважаемые сообщницы, я окончательно перестаю что-либо понимать. Оба взрослые люди, и Сергей, и Катя. Не зелёная молодёжь, именно взрослые, под сорок. Принимали решение об удочерении оба. Бумаги подписывали оба. Забирали Дину оба. Но даже с точки зрения родной матери, Катя почему-то ответственна больше, чем Сергей. А Сергей - даже вовсе не ответственен. Был он, и нет его. Вот почему так?
В финале происходит примирение супругов, причём диалог грех не процитировать: - Да, да, это я решил, что мы возьмём ребенка из детдома! Да, это была моя идея, а ты сомневалась! Ты с самого начала во мне сомневалась! - Я и в себе сомневалась! Я в себе сомневалась ещё больше, чем в тебе! Я во всём, во всём сомневалась! Но ты сдался! Ты сдался! - Да... я сдался... Это оказалось труднее, чем я думал, чем я вообще мог вообразить, но ты... - Не смей меня обвинять. Я не бросала её и никогда не брошу, а ты...
В общем, нетрудно догадаться, что семья воссоединится, но - надолго ли? Поражает поведение Сергея, его простодушная безответственность. Сам сагитировал, сам распланировал, сам, когда стало трудно, развернулся и ушёл, поставив любящую жену перед трудным выбором. А виновата каким-то таинственным образом оказалась жена. Потому что если бы она в нём не сомневалась, он бы, видимо, вышел рыцарь в сверкающих доспехах.
В общем, признаю себя непонятливой и жду ваших мнений.