Эссе писательницы о том, почему она начала писать фантастику (журнал Lightspeed, июнь 2014)

Jul 09, 2015 08:56




Nancy Jane Moore.
"Toward a Better Future"

Никто никогда не щипал меня за задницу на конвенции писателей фантастов. Я не припоминаю, чтобы мне кто-либо когда-либо говорил, что мне не хватает "яиц", чтобы писать фантастику.

И дискусионные панели, посвященные гендерным вопросам, превратились в разумные и рациональные обсуждения - по крайней мере, когда я их модерирую. Я даже заметила изменения в дискуссиях о женщинах-солдатках в научной фантастике. Когда я только начала их проводить (а меня часто об этом просят, потому что я занимаюсь боевыми искусствами и пишу военную фантастику), дискуссия быстро деградировала в споры о том, умеют ли женщины драться. Но теперь все чаще начинается разговор о том, как армия изменилась по отношению к женщинам, и размышления о том, к чему это приведет в будущем.

Так что я не могу с вами поделиться забавными или печальными историями о том, как такой-то так-то поступил по отношению ко мне. Однако другим женщинам есть что рассказать. И я слышала достаточно таких рассказов, чтобы понимать, что мизогиния не исчезла из мира научной фантастики.

Из-за этого я задумываюсь, не проще ли мне было продавать свои произведения, если бы меня звали не Нэнси, а Натан, или если бы я не писала столько историй с протагонистками-женщинами. Положительный отзыв на мой сборник CONSCIENTIOUS INCONSISTENCIES задавался вопросом, стоило ли использовать слово "феминистский" при описании этой книги, потому что она ведь может понравиться и не-феминистам. Я понимаю, что тот, кто написал отзыв, хотел сказать комплимент, но все равно очень грустно.

Вот что я скажу об угнетении: Это редко результат действий одного человека, и часто это даже не преднамеренно. Как сказала философиня Кэрол Хэй: "Больше всего вредя от угнетения обычно происходит не в результате преднамеренных действия отдельного человека, гораздо чаще это непреднамеренный результат взаимосвязанной системы социальных норм и учреждений". [Hay, Carol, KANTIANISM, LIBERALISM, AND FEMINISM, Palgrave McMillan, 2013, p. 8.]

Редакторы, которые утверждают, что женщины присылают меньше рассказов, чем мужчины, и что они покупают рассказы, присланные мужчинами и женщинами в одинаковой пропорции от количества поданных рассказов, возможно, говорят правду. Но хотя они не ставят своей целью принести вред женщинам-писательницам, остается тот факт, что каждый раз, когда я беру в руки выпуск какого-либо журнала, я вижу там больше рассказов, написанных мужчинами.

И в большинстве антологий я тоже вижу больше рассказов мужского авторства, даже в антологиях лучших рассказов за разные годы. И я вижу больше рецензий на книги, написанные мужчинами, и это документально подтверждается каждый год. Конечно, это все относится и к мейнстримовой литературе, особенно все, что касается рецензий.

Получается, женщины посылают меньше рассказов, потому что они видят такие расхождения? Конечно, видят. Даже те женщины, которые всю жизнь вышибают своими плечами двери, на которых написано: "Девочкам нельзя", устают от постоянной борьбы.

Как это исправить? Нужно делать, например, вещи, подобные данному спецвыпуску журнала LIGHTSPEED. Признавая - и поощряя - тот факт, что истории, расказанные женщинами, будут отличаться от классики так называемого Золотого века фантастики.

Нпучная фантастика должна быть жанром, ориентированным на идеи, а идеи растут и меняются. Сообществу фантастов пора перестать ограничивать научную фантастику идеями белых писателей-мужчин из США и Великобритании. И будущее тогда станет лучше.

П.С. Я приношу свои извинения за невычитанные и неотредактированные перевроды - мне так легче. Когда я думаю о том, что надо еще и вычитывать и исправлять, мне становится лень переводить. А так я быстренько за чашкой кофе перевела эссе, уж как получилось. Понимаю, что не идеально. Но у меня нет цели добиваться идеала. Моя цель - донести до вас эти голоса и мысли на русском.

эссе, интервью, 2014, писательницы, журнал, фантастика

Previous post Next post
Up