Наваль эль-Саадави (Nawal El Saadawi)

Feb 02, 2014 12:39

Я о ней до вчерашнего дня ничего не знала, а вчера села писать пост про Ханан эль-Шейх, книги которой давно собираюсь прочитать, и увидела в Вики упоминание Наваль эль-Саадави, мол, Ханан идет по стопам Наваль.

Полезла гуглить и нагуглила совершенно потрясающую женщину. Ей 82 года, она известная феминистка, активистка, писательница, врач. Всю жизнь выступает против калечащей практики генитального обрезания девочек (она сама подверглась этой процедуре в детстве), сидела в тюрьме за издание феминистского журнала, выступала в ООН, предлагалась кандидаткой в президенты Египта в 2005, в 2011 участвовала в революции на площади Тахрир (с требованием отмены религиозного воспитания в школах).

Основательница и президентка Ассоциации солидарности арабских женщин (в 1991 году правительство закрыло эту организацию, а ее денежные средства были переданы организации "Женщины в исламе") и со-основательница арабской ассоциации прав человека. Основательница ассоциации "образование в области здравоохранения" и ассоциации египетских писательниц.

Вы посмотрите, какое прекрасное, замечательное лицо! Хочется повесить на стену и любоваться, надеясь, вопреки генетике, что в 80 лет у тебя будет такое же лицо - отражение достойно прожитой жизни доброй, сильной и смелой женщины.






Невероятным усилием воли остановилась на 3 фотографиях из множества. Погуглите, не пожалеете - там и цитаты ее еще есть, очень хорошие.

Итак, родилась в 1931 году в маленькой деревне, второй ребенок в семье из 9 детей. Отец выступал против британской оккупации Египта и в результате оказался сослан в эту деревушку в дельте Нила. Поскольку он был относительно прогрессивным человеком для своего времени, он поощрял желание Наваль учиться. Родители умерли молодыми, и младшие сестры и братья остались на ней.

В 1955 году закончила Каирский университет, работала врачом, благодаря чему видела, с какими физическими и психологическими проблемами сталкиваются египетские женщины из-за патриархального угнетения и подавляющих женщин культурных практик, а также бедности и империализма.

Работая врачом в родной деревне, видела, как тяжело живется сельским женщинам. После ее попытки защитить одну пациентку от домашнего насилия, была переведена назад в Каир. Работая в Минстерстве Здравоохранения, встретила своего третьего мужа, тоже врача, писателя и политзаключенного. Они поженились в 1964 году, Наваль родила дочь и сына.

В 1972 году Наваль опубликовала книгу под названием Al-Mar'a wa Al-Jins (Женщина и секс), выступая против различных насильственных практик, приносящих вред женскому телу, включая обрезание девочек, и этот текст стал знаковым для феминизма второй волны. В результате ее уволили из МинЗдрава, позднее из-за политической деятельности - с позиции главного редактора медицинского журнала и заместительницы ген. секретаря Египетской медицинской ассоциации. Она три года издавала журнал "Здоровье" - его закрыли.

В 1981 году Саадави помогла начать публикацию феминистского журнала, "Конфронтация", и президент Аль-Садат посадил ее в тюрьму. В том же году после того, как его убили в результате покушения, она вышла из тюрьмы, а пережитый опыт лег в основу мемуаров и книг. Мемуары она начала писать еще в тюрьме на рулоне туалетной бумаги карандашом для бровей, который ей отдала заключенная проститутка.

Она писала: "Опасность стала частью моей жизни с тех пор, как я взяла ручку и начала писать. Нет ничего опаснее правды в мире, котрый лжет".

В 1988 когда исламисты стали угрожать ее жизни, Саадави пришлось уехать из Египта (С 1988 по 1993 год ее имя числилось в смертных списках). Она много преподавала в американских университетах и в Сорбонне. В 1996 году она вернулась в Египет и продолжила заниматься политическим активизмом.

В 2001 году один юрист-фундаменталист обвинил ее в вероотступничестве и подал в суд с требованием насильственно развести ее с мужем. Она выиграла дело.

В 2007 году Наваль и ее дочь, Мона Хельми, были обвинены в вероотступничестве и допрашивались генеральным прокурором из-за того, что они писали статьи в защиту права матери давать детям свое имя. Дело они выиграли.

В 2008 году в Египте благодаря их усилиям был принят новый закон, дающий право незаконорожденным детям брать фамилию матери. Этот же закон запретил в Египте практику женского обрезания.

В 2007 году против нее было возбуждено еще одно судебное дело с обвинением в вероотступничестве и ереси из-за ее новой пьесы "Бог увольняется в ходе совещания на высшем уровне". Она выиграла это дело тоже.

Ее книги переведены на 30 языков мира, входят в учебные программы университетов.

На русский язык ее книги НЕ ПЕРЕВЕДЕНЫ.

Список книг, переведенных на английский язык (многое переведено на немецкий):

The Hidden Face of Eve [Study] (London: Zed Books, 1980) , re issued 2008
(про тюрьму) Woman at Point Zero [novel] (London: Zed Books, 1982), re issued 2008
God Dies by the Nile [novel] (London: Zed Books, 1984) reissued 2008
Circling Song [novel] (London: Zed Books, 1986) reissued 2008
The Fall of Imam [novel] (London: Methuen, 1987) Saqui Books London 2001 , 2009
Searching [novel] (London: Zed Books, 1988) reissued 2008
Death of an Ex-minister [short stories] (London: Methuen, 1987)
She has no Place in Paradise [short stories] (London: Methuen, 1987)
My Travel Around the World [non-fiction] (London: Methuen, 1985)
Memoirs from the Women’s Prison [non-fiction] (London: Women’s Press, 1985) (also: University of California Press, USA, 1995)
Two Women in One [novel] (London: Al-Saqi Books, 1992)
Memoirs of a Women Doctor [novel] (London: Methuen, 1994) (also: City Lights, USA, 1993)
The Well of Life [two novels] (London: Methuen, 1994)
The Innocence of the Devil [novel] (London: Methuen, 1994) (also: University of California Press, 1995)
Nawal El Saadawi Reader [non-fiction essays] (London: Zed Books, 1997)
Vol 11 Nawal El Saadawi Reader (Zed Books 2009)
Part I A Daughter of Isis [autobiography] (London: Zed Books, 1999) reissued 2008
Part II Walking Through Fire [autobiography] (London: Zed Books, 2002) reissued 2008
Love in the Kingdom of oil [novel] (London: Alsaqui Books, 2001)

тюрьма, борьба за права женщин, критика общественного устройства, мемуаристика, феминистка, арабы, женское обрезание, 21 век, английский язык, 20 век, Ближний Восток, путешествия, писательницы, немецкий язык, Египет, арабский язык

Previous post Next post
Up