Я о ней до вчерашнего дня ничего не знала, а вчера села писать пост про Ханан эль-Шейх, книги которой давно собираюсь прочитать, и увидела в Вики упоминание Наваль эль-Саадави, мол, Ханан идет по стопам Наваль.
Полезла гуглить и нагуглила совершенно потрясающую женщину. Ей 82 года, она известная феминистка, активистка, писательница, врач. Всю жизнь выступает против калечащей практики генитального обрезания девочек (она сама подверглась этой процедуре в детстве), сидела в тюрьме за издание феминистского журнала, выступала в ООН, предлагалась кандидаткой в президенты Египта в 2005, в 2011 участвовала в революции на площади Тахрир (с требованием отмены религиозного воспитания в школах).
Основательница и президентка Ассоциации солидарности арабских женщин (в 1991 году правительство закрыло эту организацию, а ее денежные средства были переданы организации "Женщины в исламе") и со-основательница арабской ассоциации прав человека. Основательница ассоциации "образование в области здравоохранения" и ассоциации египетских писательниц.
Вы посмотрите, какое прекрасное, замечательное лицо! Хочется повесить на стену и любоваться, надеясь, вопреки генетике, что в 80 лет у тебя будет такое же лицо - отражение достойно прожитой жизни доброй, сильной и смелой женщины.
Невероятным усилием воли остановилась на 3 фотографиях из множества. Погуглите, не пожалеете - там и цитаты ее еще есть, очень хорошие.
Итак, родилась в 1931 году в маленькой деревне, второй ребенок в семье из 9 детей. Отец выступал против британской оккупации Египта и в результате оказался сослан в эту деревушку в дельте Нила. Поскольку он был относительно прогрессивным человеком для своего времени, он поощрял желание Наваль учиться. Родители умерли молодыми, и младшие сестры и братья остались на ней.
В 1955 году закончила Каирский университет, работала врачом, благодаря чему видела, с какими физическими и психологическими проблемами сталкиваются египетские женщины из-за патриархального угнетения и подавляющих женщин культурных практик, а также бедности и империализма.
Работая врачом в родной деревне, видела, как тяжело живется сельским женщинам. После ее попытки защитить одну пациентку от домашнего насилия, была переведена назад в Каир. Работая в Минстерстве Здравоохранения, встретила своего третьего мужа, тоже врача, писателя и политзаключенного. Они поженились в 1964 году, Наваль родила дочь и сына.
В 1972 году Наваль опубликовала книгу под названием Al-Mar'a wa Al-Jins (Женщина и секс), выступая против различных насильственных практик, приносящих вред женскому телу, включая обрезание девочек, и этот текст стал знаковым для феминизма второй волны. В результате ее уволили из МинЗдрава, позднее из-за политической деятельности - с позиции главного редактора медицинского журнала и заместительницы ген. секретаря Египетской медицинской ассоциации. Она три года издавала журнал "Здоровье" - его закрыли.
В 1981 году Саадави помогла начать публикацию феминистского журнала, "Конфронтация", и президент Аль-Садат посадил ее в тюрьму. В том же году после того, как его убили в результате покушения, она вышла из тюрьмы, а пережитый опыт лег в основу мемуаров и книг. Мемуары она начала писать еще в тюрьме на рулоне туалетной бумаги карандашом для бровей, который ей отдала заключенная проститутка.
Она писала: "Опасность стала частью моей жизни с тех пор, как я взяла ручку и начала писать. Нет ничего опаснее правды в мире, котрый лжет".
В 1988 когда исламисты стали угрожать ее жизни, Саадави пришлось уехать из Египта (С 1988 по 1993 год ее имя числилось в смертных списках). Она много преподавала в американских университетах и в Сорбонне. В 1996 году она вернулась в Египет и продолжила заниматься политическим активизмом.
В 2001 году один юрист-фундаменталист обвинил ее в вероотступничестве и подал в суд с требованием насильственно развести ее с мужем. Она выиграла дело.
В 2007 году Наваль и ее дочь, Мона Хельми, были обвинены в вероотступничестве и допрашивались генеральным прокурором из-за того, что они писали статьи в защиту права матери давать детям свое имя. Дело они выиграли.
В 2008 году в Египте благодаря их усилиям был принят новый закон, дающий право незаконорожденным детям брать фамилию матери. Этот же закон запретил в Египте практику женского обрезания.
В 2007 году против нее было возбуждено еще одно судебное дело с обвинением в вероотступничестве и ереси из-за ее новой пьесы "Бог увольняется в ходе совещания на высшем уровне". Она выиграла это дело тоже.
Ее книги переведены на 30 языков мира, входят в учебные программы университетов.
На русский язык ее книги НЕ ПЕРЕВЕДЕНЫ.
Список книг, переведенных на английский язык (многое переведено на немецкий):
The Hidden Face of Eve [Study] (London: Zed Books, 1980) , re issued 2008
(про тюрьму) Woman at Point Zero [novel] (London: Zed Books, 1982), re issued 2008
God Dies by the Nile [novel] (London: Zed Books, 1984) reissued 2008
Circling Song [novel] (London: Zed Books, 1986) reissued 2008
The Fall of Imam [novel] (London: Methuen, 1987) Saqui Books London 2001 , 2009
Searching [novel] (London: Zed Books, 1988) reissued 2008
Death of an Ex-minister [short stories] (London: Methuen, 1987)
She has no Place in Paradise [short stories] (London: Methuen, 1987)
My Travel Around the World [non-fiction] (London: Methuen, 1985)
Memoirs from the Women’s Prison [non-fiction] (London: Women’s Press, 1985) (also: University of California Press, USA, 1995)
Two Women in One [novel] (London: Al-Saqi Books, 1992)
Memoirs of a Women Doctor [novel] (London: Methuen, 1994) (also: City Lights, USA, 1993)
The Well of Life [two novels] (London: Methuen, 1994)
The Innocence of the Devil [novel] (London: Methuen, 1994) (also: University of California Press, 1995)
Nawal El Saadawi Reader [non-fiction essays] (London: Zed Books, 1997)
Vol 11 Nawal El Saadawi Reader (Zed Books 2009)
Part I A Daughter of Isis [autobiography] (London: Zed Books, 1999) reissued 2008
Part II Walking Through Fire [autobiography] (London: Zed Books, 2002) reissued 2008
Love in the Kingdom of oil [novel] (London: Alsaqui Books, 2001)