Авторка: Лижия Фагундес Теллес (Lygia Fagundes Telles)
Название: "Рука на плече"
Год издания: 1986 (в сборник вошли рассказы разных лет)
Страна: Бразилия
Лижия Фагундес Теллес удостоена почти всех наиболее значительных литературных премий Бразилии. На её счету премии Национального института книги, Бразильского ПЕН-Клуба, Критики, Бразильской Академии, Гимараенса Розы, премия «Боа лейтура». Она одна из наиболее читаемых прозаиков страны.
Она юристка, и по образованию, и по роду занятий, живет в Рио-де-Жанейро, работает в Государственном институте прогнозирования.
Ее прозе присущ тонкий психологизм, она исследует внутренний мир героинь и героев, часто пишет от первого лица, как в женском, так и в мужском роде. Во многие ее рассказы вплетены мистические элементы. Встречаются страшные или тяжелые темы, нередко пишет о смерти.
Наиболее впечатлил меня рассказ "В сауне". Нынешняя супруга, Марина, расспрашивает главного героя о его первой жене, Розе. Отношения его с несчастной Розой я бы описала фразой "прожевал и выплюнул". Рассказ полон внутренних самооправданий героя, который пытается заглушить голос совести.
Кстати, в рассказе затрагивается тема феминизма. Герой крайне недоволен тем, что его вторая жена заделалась феминисткой. Его это прямо серьезно напрягает! :D Цитатки под катом:
"У нее куча идей, у этой маленькой Марины, и она здорово переменилась, ого как переменилась. Феминистский лидер. С другими такими же ненормальными редактирует газету, создает ячейки. Все большие интеллектуалки, страшно интересно. Исступленные лица библейских пророчиц, вещающих перед малыми сими. Чрезвычайно просвещенные девицы. И Марина во главе. Теперь она решила пролить свет на мое прошлое. Эмансипация. Кончают они обычно самоубийством или сумасшедшим домом. Я сжимаю стаканчик. Полные идиотки. Я пытаюсь попасть в корзинку и промахиваюсь. Эти их вымученные теории, равенство, ответственность! Какая ответственность! Розе нужен был мужчина, как всем им, вплоть до пресловутых лесбиянок, кончающих в конце концов в объятиях собственных папаш. Ну хорошо, допустим, я дерьмо. Надеюсь, она нашла кого-нибудь получше, опору в жизни - не этого ли я хотел? Не этого ли хотят они все?"
Или вот еще:
"Бедняжка, проговорила Марина, и я вдруг подумал: почему она никогда не пожалеет меня? Моя мать всегда жалела меня, а не Розу, всегда ее голова склонялась в мою сторону. Но Марина не моя мать и вообще ничья не мать, у нас нет детей. Может быть, поэтому она так непробиваема? Но у нее есть подруги с детьми, они такие же - агрессивные, ироничные. Кто знает может, это их дурацкое движение доводит женщин до полного кретинизма. Они не хотят самцов и сами становятся на них похожими. О боже, где они, нежные гейши? Банщик сказал, в Токио. Нет, ну разве не мы всегда были вашей опорой? Ведь поступить на службу - это все равно что пойти на улицу, неужели не ясно? Это значит получить инфаркт, научиться ругаться, этого вам надо? Муж, семья, ребенок - все к черту. Теперь самое главное - «сестра». Раньше прислуга могла хоть керосин пить - Марина не отменит визита к парикмахеру. Она умирает, Марина! И Марина пошлет шофера отвезти цветы на похороны. Теперь все не так, все переменилось, теперь она беспокоится, она чувствует ответственность, она спрашивает себя, как это могло случиться. Однажды раздобыла маленькую шлюшку, которой до смерти нравится быть шлюхой, когда я увидел эту «воспитанницу», я понял: чистое надувательство. Но ячейка решила, что они должны ее исправить, перевоспитать, она, видите ли, жертва системы, еще одно ходовое словечко - «система». Нашли манекенщицу, которая обожает выставляться голой, если завтра на ней женится соевый король, она и тогда будет выставляться голой, просто потому что ей нравится показывать свой зад. Ее право, в чем дело? Так нет, они строят постные рожи и принимаются говорить о женщине-вещи, подвергаемой эксплуатации. Вот чего я не могу понять. Женщина-вещь. Ну а если она родилась, чтобы быть вещью? И если это полезная вещь, разве она не исполняет своего назначения? Взять хотя бы мою кузину, смешно до слез. Богатая фермерша, она была несчастлива с мужем, ну и что? Они прекрасно терпели друг друга. Потом начались все эти движения, они разошлись, и теперь ей совсем плохо, потому что раньше она была несчастлива и богата, а теперь несчастлива и бедна. Она должна найти в себе силы и обрести душевное равновесие, говорит Марина с такой несокрушимой уверенностью, что просто приятно слушать. Она верит во всех, кроме меня. Первая встречная поплачется ей в жилетку, и она уже готова, растаяла. Она полна сочувствия к Розе, даже к Розе, никакого намека на ревность, отнюдь, только симпатия, восхищение и уж не знаю что еще."
Не знаю, как кому, но мне это смешно было читать. Типичное такое описание внутреннего мира типичного же male chauvinist pig. "Где нежные гейши? Почему жена не хочет быть мамочкой?"
Еще одна противница феминизма в рассказе "Эмануэл" - трагикомическая героиня, которая переживает из-за того, что в 40 лет еще девственница и выдумывает себе любовника по имени Эмануэл (на самом деле так зовут ее кота):
"И вот я изображаю спокойствие, когда мне хочется орать, рвать на себе волосы от злости на самое себя: дура, кретинка, лучше быть уродиной, чем такой серой, ни рыба ни мясо. Мне бы деньги, о, с деньгами я бы показала: священная корова, оплачивающая свою свиту и Эмануэла в придачу, а почему нет? Хочешь «мерседес»? А самолет хочешь? А пароход? Что еще хочешь? Мой блистательный мужчина, покрытый позолотой, приказывай, любовь моя, хочешь, я сварю тебе обед? Начищу ботинки? Все что хочешь сделаю, я ведь существо низшего порядка, слабое, зависимое, пусть приходят феминистки и с презрением плюют в мою сторону, да плюйте сколько влезет! Идиотки, сунувшиеся в стан сильных, засучившие рукава и оскалившие зубы, боже, какая самонадеянность!"
Лично я думаю, что Фагундес так иронизирует, но кто знает, как воспринимает массовая читательница? Может, и всерьез как "критику феминизма", уж не знаю, как и того, "что хотела сказать авторка" на самом деле :)