О, еще одни турецкая писательница.
Год издания: 2011
Издательство: Гаятри/Livebook
Аннотация: "Чем отличается взрослый от ребенка? Насколько способен любить человек, не признающий никаких ограничений свободы? Способен ли услышать другого и любить эгоист, который присутствует в каждом из нас?
"Для сопровождения ребенка в длительном морском путешествии требуется компаньонка". Газетное объявление о работе стало началом тернистых взаимоотношений дерзкой двенадцатилетней девочки и молодой женщины, которая сумела растопить лед маленького сердца.
"Она - зверек, дикий зверек без страха и памяти...". Однако этот избалованный подросток, терзаемый взрослым одиночеством - грустный художник, которому есть, что сказать миру."
Рецензии (очень много плохихи рецензий, но меня аинтересовали хорошие):
"Прочитав только аннотацию, но не прочитав рецензии, я сочла книгу помесью современной мелодрамы и романа взросления. И более чем ошиблась.
Главная героиня, которую другие рецензенты яростно обвиняют в эгоизме и прочих смертных грехах, представляет собой классический пример человека, имеющего психическое расстройство аутистического спектра без задержки интеллектуального развития. Тут тебе и и сложности личной эмоциональной регуляции, и нарушение социальных контактов, и трудности понимания правил, и странность поведения, и совершенно классические стереотипии. И даже трагедия отношений с матерью отсылает ни куда-нибудь, а прямиком к психоаналитической теории развития аутизма (к счастью, в настоящее время развенчанной). Всё, как по учебнику.
Настолько по учебнику, что я пошла интересоваться биографией автора. И впрямь "закончила колледж и университет по специальности «психология»". Этого следовало ожидать, конечно.
Вторая почти главная героиня - девочка, тоже экземпляр из учебника, но у неё детские травмы привели к лунатизму, зависимостям, а в дальнейшем, вероятно была бы и шизофрения. Желающие изучить подробности могут почитать про концепцию double bind, как причину шизофренического расстройства (одна из теорий, почти не учитывающая физиологии).
Сюжет местами фантасмагоричен (хотя, конечно, в рамках аннотации: девочка и главная героиня - её компаньонка вместе отправляются в круиз), но при этом довольно плоский, как уплощены эмоции при аутичных расстройствах и шизофрении: буря неуправляемых эмоций, но в них нет глубины, а буря следствие лишь того, что контролировать чувства не получается. Так аутичный ребенок, не справляясь сам с собой, кидается с кулаками или отчаянно кричит даже если причина негодования весьма незначительна, а возраст ребенка - наоборот.
Книга, конечно, в чем-то про любовь. Но про ту любовь, которая из учебника по психиатрии."
"Книга безумна, замечательна и сильна.
Все выбоины, что встречаются на пути дают хорошую встряску при прочтении,чтобы бы заснуть и не заскучать.
Повествование книги эмоционально и живо. Да, оно рваное, но именно это и передает все,что чувствую люди, когда они злы, сердиты, одиноки или доверчивы.
Есть книги фальши, книги наигранности и "правильно построенных предложений", здесь правда и жизнь передана так, как она есть, без прикрас и розовых соплей, без эфирности и показухи."
"Книга, несомненно, очень неровная. В ней говорится о тех вещах, о которых стараешься не задумываться: одиночества в жизни или и так слишком много, или, напротив, настолько мало, что сложно представить, будто оно вообще где-нибудь ещё осталось. Все маленькие девочки с тягою к Танатосу предстают перед нами, как одна, потому что история претендует на типичность - это не персонажи, это архетипы. Архетипы холода и тьмы, непонимания и попыток дотянуться до тепла, которые при прикосновениях внезапно оказываются стеной из колючек. Взаимодействие таких людей даёт в результате "дилемму дикобраза" - она проявляется в каждом их жесте и слове, но снаружи это может быть весьма красиво, как красива изломанность и хрупкость."
"это больная книга, про эгоистичных и больных людей. и дело не в дерганности сюжета, а, например, в том, что взрослая тётенька, нанятая в компаньонки двеннадцатилетней девочке, спокойно пьет с этой девочкой виски. ну, а что там дальше творится, в головах у главных и не главных, а вообще всех героев, это театр абсурда, какой-то."
"Какой многообещающий сюжет должен был получиться! Морской круиз, новые знакомства, экскурсии по городам, приятное общение... Но, увы. Такого там нет. Обманули, повелась...
Нервная подопечная нервной компаньонки. Читается тяжело, никакой логики поступков, сюжет какой-то липкий, приставучий. Я не в восторге. Двенадцатилетняя девочка просто монстр какой-то. Я не могу ее понять. "
"Я и мой ханжеский мозг ставим книге две звездочки. Поставила бы одну, но человек же писал, старался, а тут я со своей одной - поэтому пусть будет две.
Короче, товарищи, эта книга про духовно богатую деву (пусть ей уже 32), написанная очень...ээээээ...изысканно. И для тех, кто может найти тут глубокий смысл.
Эгоизм, новая волна, что за книга, реальная жизнь. Не знаю. Я вижу неуравновешенную женщину, которая ходит со своей подопечной в бар и пьет там виски. Я не могу сказать, что это история любви или история дружбы, что это вообще какая-то история. Это, наверное, похоже на то, что сумасшедший попадает в специализированную клинику и встречает там брата по разуму, который не подвергает сомнению зеленых человечком, колонизировавших человеческие мозги. Нет, судя по тексту, я в них тоже скоро поверю.
Хотите абсурда - читайте "В ожидании Годо". Хотите про эгоизм - "Посторонний" вам в помощь. Зачем читать это - я придумать не могу."
Перихан Магден родилась в 1960 году в Стамбуле, закончила колледж и университет по специальности «психология». Несколько лет жила в коммуне художников. Сейчас она - известная турецкая писательница и журналистка, сотрудничающая с газетой «Радикал». В 2006 г. Магден была привлечена к уголовной ответственности за призывы к борьбе против обязательной военной службы и оправдана в ходе суда.