Начнём... с песни. Песни, которую все мы знаем. Расул Гамзатов предлагал сделать её гимном России.
Click to view
Едва ли нужно объяснять, какую смелость проявили сценаристы, вложив слова о любви к родине в уста белого офицера. Зададимся другим вопросом: кому принадлежат эти самые слова? Кем они написаны. Я спрашивала об этом самых разных людей. Называли Исаковского, Твардовского, Агатова, Есенина, а кто-то с уверенностью отвечал - слова народные.
Знакомьтесь: народ.
Инна Анатольевна Гофф родилась в 1928 году в Харькове, в семье врача-фтизиатра и преподавательницы французского языка. Стихи писала с детства, вообще была литературной заводилой. Летом 41-года их эвакуировали в Томск, где Инна работала санитаркой в госпитале. ОБ этом времени написаны многие её книги. Способная девушка после войны поступила в Литинститут, на поэтический семинар Светлова... а на втором курсе ушла в прозу и в ученичество к Паустовскому. Почему? Может быть, не хотела создавать конкуренцию своему жениху, Константину Ваншенкину? Поженились они, если не ошибаюсь, в 1949-ом, и прожили вместе всю жизнь.
Стихи Гофф продолжала писать, но в стол. А что касается прозы, в 1950 году Инна Гофф получила первую премию на первом Всесоюзном конкурсе книги для детей. Сейчас "Я - тайга" читается немного как социальная фантастика, но пусть герои идеализированы, конфликт сглажен, - а затягивает. Меня, по крайней мере, затянуло, я поставила перед букинистическим магазином задачу, и "взрослые" произведения Гофф прямо-таки настоятельно рекомендую. С переменой эпох они ничуть не померкли. А вот мнение мужчины-критика. Вот что пишет С. Жицкий в статье с говорящим заглавием
"Ненужная Инна Гофф";:
Я, в общем-то, и не призываю читать произведения, написанные Инной Гофф. Я просто пытаюсь рассуждать вслух. Литература сегодняшнего дня (та, которая из незатейливых - чтоб в метро читать) рассказывает нам, в общем-то, примерно о том же: что бывает, когда кто-то кого-то полюбит. Например, девочка из провинции - олигарха из десятки “Forbes” или та же, к примеру, филолог - спецназовца из Чечни. Или еще примитивней - менеджер менеджера.
Но интонации изменились страшно. На выбор: есть интонация ироническая, эдак свысока как бы; есть интонация плебейская, желто-бульварная; есть интонация розовая, пошло-романтическая; есть интонация якобы безжалостная - чернушно-депрессивная; есть отстраненно-утонченно-интеллектуальная... Много есть интонаций. А вот интонации честно-задушевной (ну, ОК, пусть не до конца честной, пусть заданной общим официальным трендом литэпохи, но толково, убедительно, с применением сердца изображенной) - нет такой интонации. За самыми-пресамыми редкими исключениями. Душевность, что ли, не в моде? Причем не в литературной моде, а вообще - в моде человеческих отношений.
Это он так хвалит. Мура, конечно, мелкотемье, не Хемингуэй, зато с душой. Меня у Гофф другое привлекает: несомненное знание жизни плюс абсолютное нежелание кого-либо жизни учить. В её записях сохранились наброски совсем не идеальных, не трендовых сюжетов:
Страшный рассказ. Гречанка любила девочку, соседку, лет семи. У самой детей не было. Евреев угоняли, она девочку оставила у себя (спрятала), а мать послала по адресу (чтобы та спряталась там) и выдала. Так она стала матерью. Девочка выжила. За ней приехала бабка-еврейка. Девочке было 12 лет. Она сказала: «К жидам не пойду!»
По ссылке можно познакомиться с другими книгами Гофф:
http://royallib.com/read/goff_inna/rasskazi.html#0 А если продолжить разговор о песнях... Конечно, считалось само собой разумеющимся, что это именитый муж жену проталкивает, чуть ли не сам за неё пишет, но есть вещи, которые говорят сами за себя. Слова Инны Гофф, музыка Александры Пахмутовой, исполняет Анна Герман.
You can watch this video on www.livejournal.com