Авторка: Мария-Луиза-Элизабет Виже-Лебрен
Издательство: Искусство-СПБ, 2004
Аннотация: "Мемуары знаменитой французской художницы Элизабет Виже-Лебрен освещают период ее творческой деятельности в России. Будучи модной в Европе портретисткой, она была принята в высших кругах русского общества и имела возможность познакомиться со многими выдающимися людьми своего времени - императрицей Екатериной II, Павлом I и Александром I, князьями Голицыными, Долгорукими, Безбородко, Куракиными и др. Ее тонкие и остроумные наблюдения передают повседневную жизнь Петербурга и Москвы, обычаи, нравы, характеры как великосветской знати, так и простых людей. Текст дополнен подробными историко-библиографическими комментариями и иллюстрирован репродукциями работ художницы."
Рецензия газеты "Коммерсант": "Знаменитая портретистка Элизабет Виже-Лебрен оказалась в России вовремя для себя (1790-е не были лучшими для французов в целом и для роялистов в частности) и для России. Здесь она смогла неплохо заработать, выдать дочку замуж, пожить в обеих столицах, повидать трех императоров и написать десятки (а с авторскими копиями чуть ли не сотни) портретов. Шесть своих русских лет описала она подробно и честно. Вот только обещанных аннотацией "тонких, остроумных наблюдений", в которых "переданы обычаи и нравы высшего общества и простонародья", вы здесь не найдете. А если будете искать, то узнаете, что в Петербурге холодов можно вообще не заметить, если из дома не выходить. А если выйти, то уже при минус 21 и помереть можно. Что здесь "никогда не увидишь пьяного", воруют мало, народ трудолюбив и мягок нравом. Так что про простонародье можно забыть, а вот про высший свет почитать стоит. Подробно описаны балы и приемы, особенно красочны рассказы про всегда открытые для иностранцев столы в лучших домах столицы, да столь обильные, что жить здесь можно, месяцами вообще не тратя собственных денег. Исчерпывающие данные приведены о придворных адюльтерах, но то ли потому, что все как одна русские дамы кажутся автору красавицами, то ли нежный дамский французский язык убивает пошлость, но и эти сведения кажутся здесь сродни описаниям нарядов императрицы или очередного фейерверка. Зато чрезвычайно интересны эти мемуары другим - во-первых, это взгляд иностранки, каждый из которых в русской традиции самокопания ценен, а во-вторых, это свидетельство не только о России, но и о самом авторе и о положении редкой тогда женщины-художницы. А тут мы вступаем в сейсмоопасную зону - Элизабет Виже-Лебрен, как и Розальба Карьера, Кристина Робертсон или Анжелика Кауфман,- священные имена для феминисток всех времен и народов. Сама Виже-Лебрен о такой грядущей своей славе, понятное дело, не догадывалась, но ее мемуары под этим светом тоже интересны чрезвычайно."
На английском их можно прочесть тут -
http://digital.library.upenn.edu/women/lebrun/memoirs/memoirs.html Пост о художнице -
http://femart.livejournal.com/18542.html