Раскопай своих подвалов

Jan 06, 2015 04:18

Перетрясла тут я книжный шкаф и надолго с ностальгией зависла над "Практикумом по гендерной психологии". Да, вот как я недооценивала свои студенческие годы, людей, с которыми и у которых училась. Какой учебник они написали. Коллективный труд позволяет написать гендерную автобиографию, посетить Планету Маскулинности, составить психологические портреты "хорошей матери" и "хорошего отца", поиграть в перевёртыши, поучиться критическому анализу народных сказок и классической литературы, даже нарисовать пентаграмму. Но не для вызова тёмных сил, а для исследования сексуальности по Гингеру.

Любое из предложенных упражнений годится не только для студенчества, но и для работы в группах роста женского сознания, и просто для самоанализа. Обильно цитируются зарубежные классики: Сандра Липсиц Бем, Андреа Дворкин, Гейл Рубин, Майкл Киммел, Кэрол Гиллиган и другие. Традиционалистская писанина Медведевой и Шишовой подвергается заслуженной критике. Интересно описаны отечественные методики исследования гендера. Пышен и богат список литературы после каждого раздела.

Некоторые цитаты:

Необходимо отметить, что изучение данной темы иногда вызывает определенное сопротивление со стороны студентов, что связано с негативным образом феминизма, сложившимся в обыденном сознании. Как показывают результаты опросов общественного мнения, феминизм в современном российском обществе до сих пор воспринимается как синоним мужененавистничества [8].
Опыт проведения занятия показал, что негативное отношение к феминизму часто связано с личными интересами студентов и иногда с их внутренними страхами. Все эти опасения можно разделить на три группы: этико-нравственные, финансово-экономические и физиологические. Первая группа опасений демонстрирует боязнь отказа поведенческих практик, которые не являются функциональными, но достаточно приятны для женщины (традиционно мужчины ухаживают за женщинами, подавая руку или пальто, уступая место). Опасения финансового характера демонстрируют желание женщин развлекаться или даже жить за счет мужчин (студентки считают, что мужчина должен обеспечивать женщину, которая может работать только для своего удовольствия). Физиологические опасения демонстрируют деление по полу на основе физиологических и физических различий. Так, женщины обеспокоены тем, что их могут привлечь к службе в армии, заставить «таскать шпалы» и т. д. Таким образом, студентки часто испытывают негативное отношение к феминизму, так как находят определенную выгоду в антифеминистических идеях. В случае, если при обсуждении возникают вопросы о том, что некоторые сексистские практики «нормальны», преподавателю важно обратить внимание на то, что некоторые модели поведения удобны одному полу, но сильно мешают другому.
В связи с этим важной задачей оказывается формирование более позитивного отношения к феминизму, так как негативное восприятие феминистской теории в дальнейшем может перенестись не только на учебный курс, но и на всю гендерную проблематику в целом. На наш взгляд, более близкое знакомство студентов с феминизмом и феминистской теорией может снизить выраженность предубеждений, так как они зачастую базируются на недостаточной информированности и стереотипах.

Рассмотрим формы гендерных предубеждений. В качестве основания классификации форм предубеждений можно использовать такой показатель, как степень деструктивности воздействия на объект предубеждения [13].

• Самая слабая форма проявления предубеждения - это невербальное выражение антипатии (пренебрежительный тон, нахмуренные брови, отрицательные покачивания головой, плотно сомкнутые губы и др.), демонстрируемые в ситуациях, когда поведение мужчин или женщин не соответствует традиционным нормам полоспецифичного поведения. Например, в эксперименте, описанном в книге Э. Аронсона [1], было установлено, что в ситуации дискуссии со смешанным половым составом участников лидеры-женщины по сравнению с лидерами-мужчинами получают меньше положительных невербальных реакций (улыбка, утвердительные кивки головой) и больше отрицательных реакций (нахмуренные брови, плотно сжатые губы, отрицательные покачивания головой). При этом различий по показателям компетентности в роли лидеров между мужчинами и женщинами получено не было. Объясняется этот факт тем, что в процессе деловой дискуссии действуют негласные ожидания, в соответствии с которыми женщины должны уступать мужчинам лидерские позиции при обсуждении значимых для группы вопросов. Если этого не происходит, то нетипичное поведение женщин вызывает неконтролируемые отрицательные невербальные реакции как со стороны мужчин, так и со стороны женщин. В таких реакциях находит отражение феномен недооценки женского лидерства.

• Еще одна относительно слабая форма проявления гендерных предубеждения представлена вербальным выражением антипатии к представителям другого пола: сексистские анекдоты, высмеивающие мужские и женские качества личности и особенности поведения (анекдоты про блондинок, женщин-ученых, женщин - водителей автомобильного транспорта); высказывания, принижающие достоинства женщин или мужчин («Это не женского ума дело», «Женщинам (мужчинам) это не понять»); тенденция интерпретировать мотивы поведения ошибочным образом («У вас, мужчин, одно на уме»).
• Третья форма гендерных предубеждений - это избегание группы, по отношению к которой имеются предубеждения. Эта форма предубеждения проявляется в виде различных форм женоненавистничества/мужененавистничества. Все еще имеют место ситуации категоричного непринятия женщин в некоторые мужские сообщества (например, предрассудок «Женщина на корабле - к несчастью»). Распространено искаженное восприятие и избегание женщин-феминисток (феминистки воспринимаются как некрасивые и несчастные в личной жизни женщины, которые ненавидят мужчин; от феминисток лучше держаться подальше).

• Четвертая форма гендерных предрассудков относится к поведению с выраженной деструктивностью. Это конкретные действия, приводящие к дискриминации членов группы. Данная форма предрассудков распространена в отношении тех женщин и мужчин, которые претендуют на места или уже работают в неполоспецифичных сферах профессиональной деятельности. Феномены «стеклянного потолка», «липкого пола», «стеклянных стен» как проявление дискриминации в отношении женщин многократно описаны в современной литературе. Примеры о различиях в зарплате мужчин и женщин, о существующем неравенстве их статусных позиций также хорошо известны.

• Самая сильная по степени деструктивности поведения форма проявления предрассудков обусловлена агрессивными предубеждениями, которые проявляются в актах насилия. Распространенными проявлениями этой формы поведения являются изнасилования, физическое и психологическое насилие в семье, которому женщины подвергаются чаще, чем мужчины.

Важно подчеркнуть, что действия каждого уровня облегчают переход к уровню более интенсивному, поэтому и необходима специальная работа с гендерными предубеждениями и предрассудками.
Изменения в социальном климате общества приводят к трансформациям в интенсивности и способах проявления предубеждений. Предубеждения сохраняются, хотя они приняли более скрытые формы. В настоящее время во многих европейских странах классический сексизм уступает место неосексизму. Неосексизм - это отрицание того, что женщины все еще подвергаются дискриминации, отвержение женских требований и убежденность в том, что женщины требуют большего, чем заслуживают [18, с. 299]. Также к неосексизму может быть отнесена и такая неявная, но весьма распространенная форма предубеждений, как благожелательно-покровительственное и даже преувеличенно позитивное отношение к женщинам со стороны мужчин.

Первое издание: http://www.koob.ru/kletsina/workshop_gender_psy
Второе издание: http://www.litmir.me/br/?b=112144&p=1

Мои преподавательницы и соученицы, принимавшие участие в создании практикума: Клецина Ирина Сергеевна, Реброва Нина Павловна, Гусева Юлия Евгеньевна, Иоффе Елена Викторовна, Румянцева Полина Витальевна (о, зачем я не пошла к ней писать диплом?!), Сабунаева Мария Леонидовна. Остаётся только порадоваться, уважаемые сообщницы, что сквозь этот горький катаклизм, который мы с вами наблюдаем, пробиваются такие лучи света, как данный практикум.

практические советы, психология, наука, 20 век, Россия, русский язык, феминистка

Previous post Next post
Up