Первый, дебютный роман Дженнифер Бриссет по сложности, амбициозности и экспериментальности местами напоминает "Жизнь после жизни" Аткинсон.
Элизиум - это рай в греческой мифологии. Обычно при обсуждении рая все задаются вопосом: "Как туда попасть?"
А Бриссет спросила себя: "Как он работает?"
Книга состоит из нескольких виньеток, неявным образом связанных между собой. Все начинается с несчастного случая в США в наши дни, потом мы переносимся в ближайшее будущее, в отдаленное будущее, в мифологическое прошлое, с несколькими пост-апокалиптическими остановками.
ГГ две - Адриана и Антуан, время от времени это Адриан и Антуанетта. Иногда они любовники (в разных вариантах гендера и ориентации), иногда родственники.
Нарратив отчасти напоминает "The Female Man" Джоанны Расс или (если говорить о жизнях в нескольких воплощениях) "Годы риса и соли" Кима Стэнли Робинсона (ФМ - неплохая книга, о мире, где Европа вымирает от чумы 14-го века, мир делят между собой арабы, китайцы, индийцы и индейцы, повествование идет по разным временным отрывкам, но персонажи всегда одни и теже, хотя их пол и обстоятельства меняются от жизни к жизни).
Время от времени текст прерывается компьютерным кодом, чтобы читательницам стало окнчательно ясно, что это необычный нарратив.
Пазл складывается в последних главах.
Адриан/на, Антуан/етта и их подруга/любовница/защитница Хелен/Гектор во всех воплощениях выглядят очень правдоподобно.
Вопросы гендера и расы исследуются в книге не до конца, но обыгрываются довольно любопытным образом. Главный вопрос, который задает "Элизиум" - что такое бессмертие и память?