Рецензия на биографию Элеанор Маркс, написанную Рейчел Холмз

Dec 05, 2014 11:27

Авторка рецензии Джанет Уинтерсон (!) - http://www.telegraph.co.uk/culture/books/bookreviews/10796251/Eleanor-Marx-A-Life-by-Rachel-Holmes-review.html

Великолепная биография дочери Карла Маркса, о ее революционной жизни и трагической смерти




Элеанор Маркс изменила мир.

Так начинается биография, написанная Рейчел Холмз о дочери Карла Маркса. На последующих 500 страницах Холмз докажет свою теорию. Вы можете с ней соглашаться или нет, но настолько хорошо рассказанная история такой замечательной жизни, с редким сочетанием умело построенного темпа повествования, остроты темы и серьезных научных исследований, превращает читательниц в постоянных гостий дома Марксов, наполненного сажей, дымом от курения, книгами, младенцами, ужином, купленным с помощью ломбарда, тремя языками, на которых все говорят - и крохотной Элеанор, скачущей на своем отце, пока он, дымящий как паровоз, пишет об экономике и трудовых отношениях свой Дас Капитал.

Неважно, разделяем ли мы взгляды Карла Маркса, мы не можем не отметить, как приставленный к семейству прусский шпион, что "их живые разговоры интересны, даже оригинальны".

Элеанор родилась в 1855 году в крохотной квартирке в Сохо. За семь лет до того ее отец опубликовал свой Коммунистический манифест, успешный агитпроп, совпавший с волной революций в Европе и Южной Америке, после чего семье пришлось переехать в Лондон.

Провал восстания 1848 года заставил Маркса и его друга Энгельса пересмотреть свою идеологию. Эннгельс работал в семейной фирме, Ermen and Engels, в Манчестере, и своими глазами видел бедность рабочего класса. Они уверились в том, что только трудовая оганизация, созданная рабочими, сможет сдвинуть баланс сил между капиталом и трудящимися - владельцы фабрик сами этого делать не будут, а появляющийся на свет средний класс стремится встать на сторону капиталистов.

Маркс предсказывал, что капитализм предаст средний класс. В 2014 году это то, что испытывает сжимающийся средний класс. Для него придумано новое слово - "цепляющиеся" (“cling-ons”), он едва-едва сводит концы с концами и, возможно, теперь решит взглянуть на Маркса новыми глазами.

У Элеанор Маркс не было формального образования, но отец обучил ее экономике. Их семейным ремеслом (а Энгельс был частью большой семьи) была социальная демократия, не для прибыли, а с целью улучшения мира. Элеанор получила это политическое наследие от отца, однако то, что она решила посвятить ему свою жизнь, было ее собственным выбором. Исторические условия, в которые она родилась, означали, что она на личном опыте знала, что значит входить в угнетенную группу, и как это ощущается на себе - о рабочих ли речь или о женщине из любого класса.

У Элеанор не было права на образование, ее не пускали в университет, ей запрещали голосовать за правительство, выдвигать себя в Парламент, работать по большей части профессий и контролировать свои репродуктивные и психологические права.

Для нее брорьба за будущее равнялась борьбе за равенство. Права рабочих и права женщин были частью одной задачи. Пока женщинам могут платить меньше, чем мужчинам за одну и ту же работу, капиталисты могут манипулировать рабочей силой. Она поощряла мужчин-рабочих поддерживать женщин в их борьбе, как равных, а женщин умоляла не соглашаться на меньшую оплату, уменьшая ставки оплаты труда. Она знала, что это сложно, когда твоя семья голодает.

Ее работа в Ист-Энде одновременно и стимулировала ее к деятельности, и вгоняла в депрессию. Семьи ютились в грязных подвалах, мужчины стояли в очередях, чтобы получить нерегулярную, грязную и опасную работу, часто с химикатами и без защиты.

В компании Silvertown, главной из "преступных отраслей", сливавшей прямо в Темзу всевозможные жидкие отходы, владельцы предпочли привезти на кораблях штрейкбрейхеров из Ирландии и Парижа, чем согласиться на сокращение 80-часовой рабочей недели или на оплату сверхурочных за работу в воскресенье. Элеанор помогла организовывать забастовку. Когда выпал первый снег, владельцы фабрики начали выселять семьи рабочих из жилья, принадлежащего фабрике.

Забастовка потерпела поражение, но Элеанор сформировала союз женщин-работниц. Женский Союз Сильверстона - ключевая часть истории трудового движения и феминизма на рабочем месте в британской истории.

Как говорит Холмз, феминизм начался в 1870-х, а не 1970-х. К 1880-м годам уже десять лет как шла организованная деятельность рабочих по всей стране. Элеанор была везде. Забастовка девушек на фабрике по производству спичек Bryant and May. Забастовка газовщиков. Забастовка стеклодувов. В компании Crosse and Blackwell весь процесс зависел от тех, кто создавал вощеную папиросную бумагу - женщин, работающих по 14 часов в день по локоть в химикатах, от которых у них начинались заболевания дыхательных путей. Элеанор организовала этих женщин; они устроили забастовку; они победили.

Рабоиче хотели заработную плату, на которую можно жить, лучшие условия труда и более короткий рабочий день. Выступая перед толпой из 100 000 человек в поддержку забастовки работников доков в Гайд парке на Первомай 1889 года, Элеанор сказала: "Социалисты считают, что восьмичасовой рабочий день - это первый и самый важный шаг, которого необходимо добиться, а нашей целью яавляется время, когда не будет людей без работы - ни внизу, ни наверху социальной лестницы".

Бастующие докеры выступали против контрактов, не указывающих часы работы, по которым работа докерам не гарантировалась. Если работа была, то смена могла продолжаться 2 часа или 20. Мужчины дрались у ворот, чтобы получить эту работу. Владельцам пришлось заменить металлические ворота и забор на деревянные, потому что каждый день многие получали травмы в этой драке.

Забастовка оказалась успешной. На Темзе наступила тишина. Груз копился на причалах. Товары, зависшие на борту огромных судов, были символами империи. На недолгое время владельцы доков и Парламент ощутили ту тревогу, которую рабочий в доках чувствовал каждый день - сможет ли он заработать достаточно, чтобы накормить семью. Неудивительно, что забастовку назвали саботажем против нации. Но что такое нация, если это не ее рабочие?

Созданный тогда союз докеров, в конечном итоге, стал Профсоюзом работников транспорта - одним из самых влиятельных при переговорах с работодателями коллективом в Великобритании.

Элеанор была всем нужна, она ездила по всем Британским островам, образовывая, организуя и информируя рабочих об их (немногочисленных) правах по закону. И не только в Британии - знающая несколько языков Элеанор принимала участие в международном социализме по всей Европе, и ее все больше интересовало пересечение (или его отсутствие) социализма и феминизма.

Дважды она была в Америке и составила досье на невозможные условия раблоты для женщин - 15-часовой рабочий день был обычным делом, и где познакомилась с ковбоями, романтично одетыми в свои вышитые рубашки и кожаные штаны, которые рассказали ей, что скрывается за кантри-гламуром ковбойской жизни. Ассоциация владельцев ранчо вносила в черный список всех, кто пытался объединиться в профсоюз.

В Нью-Йорке в 1886 Элеанор обратилась к собравшимся 25000 женщинам и мужчинам. Газета "The New York Herald" написала об этом: СОЦИЛИСТКА УМОЛЯЕТ. СОЮЗ КУПЕРА ПОДГОНЯЕТ ЖЕНЩИНА. Газета с подозрением отнеслась к дочери Маркса, описав ее как "походящую на немку даму в очках".

Ее феминизм был неотъемлемой частью ее социализма. В своем памфлете "Женский вопрос: С социалистической точки зрения" она пишет, что неравенство - это экономический вопрос. Ей не было интересно бороться за право голоса только для женщин из среднего класса, она утверждала, что женщины всех классов должны объединяться.

Ее феминизм столкнулся с большим сопротивлением со стороны новых профсоюзов и со стороны комфортабельно живущих теоретиков, как мужского, так и женского пола. Но Элеанор не интересовала теория ради теории. Ее мировоззрение развивалось в ответ на те условия, которые она видела вокруг себя. Социал-демократия и феминизм казались ей практическими решениями для практических проблем.

К сожалению, в личной жизни она связалась с мужчиной, недостойным ее, который тратил ее деньги и обманывал ее доверие. Эдвард Эйвлинг уверял, что он женат, когда женат не был (чтобы не жениться на Элеанор), а потом уверял, что он не женат, в то время как сам женился на другой. Джордж Бернард Шоу называл его "рептилией". Олив Шрайнер, одна из ближайших подруг Элеанор, его терпеть не могла и с самого начала боялась, что произойдет что-то ужасное.

И это произошло. Последняя глава данной захватывающей биографии касается смерти Элеанор в возрасте 43 лет, предполагаемого самоубийства с помощью синильной кислоты. Она узнала, что Эйвелинг тайком снова женился, под другим именем. Она изменила свое завещание, но Эйвелинг, судя по всему, новое завещание уничтожил. Во время расследования он списал смерть Элеанор на ее депрессию и забрал себе полученное ею от Энгельса наследство, хотя оно было оставлено специально, чтобы поддержать ее политическую деятельность. Холмз снова поднимает вопрос - не Эйвелинг ли убил Элеанор Маркс?

Известно, что утром в день ее смерти он купил синильную кислту и хлороформ, сказав экономке, что это для собаки. Затем он уехал в Ковент-Гарден, хотя предполагалось, что он должен оставаться дома, из-за проблем с почками. Когда он вернулся, дома уже была полиция, а Элеанор была мертва несколько часов.

Элеанор, которая перевела мадам Бовари, которая поставила на лондонской сцене "Кукольный дом" Ибсена, которая верила в свободную любовь и равный брак, организовывала рабочих по всей Британии и Америке, Элеанор, много писавшая, дискутировавшая и побеждавшая раз за разом - Элеанор погибла из-за обычного подлеца.

Я не думаю, что читательница может закрыть эту блистательную биографию, не будучи тронутой жизнью данной необыкновенной женщины, и не задумавшись о вопросах, которые книга поднимает о сегодняшнем капитализме.

От ФМ - поскольку я кучу времени потратила на перевод (вместо работы, хе-хе), ставлю опрос только с одним вариантом ответа:

Poll

экономика, best books, суфражистки, борьба за права женщин, критика общественного устройства, документалистика, non-fiction, феминистка, Великобритания, история, 19 век, фемкритика, знаменитые женщины, 2014, реальное преступление, биография, английский язык, впечатления от чтения, политика, судьба женщины, работа

Previous post Next post
Up