Пишет Галина Райхерт:
Роман-сказание - так определили жанр книги ее авторы тюменский писатель Геннадий Сазонов и мансийская сказительница Анна Конькова. Прослеживая судьбы четырех поколений обитателей таежной мансийской деревушки, авторы показывают, как тесно связаны особенности мировосприятия и психологии героев с поэтичным миром народных преданий и поверий, где «причудливо, нерасторжимо сплетались вымысел и чудо, правда и волшебство».В центре произведения - история охотничьего рода Картиных с начала XIX века до последнего его десятилетия. Авторы хотели продолжить повествование, задумана была вторая книга романа, но кончина писателя Геннадия Сазонова (1934-1988 г.г.) оборвала начатую работу. Однако переиздается роман (первое издание: Свердловск, 1982 г.) в дополненном виде - появилась новая глава, уточнен ряд эпизодов.На переплете - фрагмент одной из картин художника Г. С. Райшева.
Книга невероятно поэтичная и многое добавляет к истории манси, которую мы плохо знаем - увы! - как историю и других «малых» народов...
Немного из этой истории.
Покорение русскими Сибири часто рисуется как мирное (за исключением инцидента с Кучумом) освоение практически ничьих земель, заселенных тем не менее малочисленными племенами, «находившимися на уровне каменного века». В действительности было сложнее, и племена были не такие уж дремучие: те же манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику, имели совершенное железное оружие и доспехи, сословия князей и профессиональных воинов.
Примечательно, что манси унаследовали обычаи, свойства кочевников и таежных оленеводов и охотников...
Первое прямое упоминание о контактах манси с русскими (новгородцами) относится к XI веку, а в XII веке Новгород предпринимает регулярные попытки обложить "югричей" данью - с переменным успехом: в 1187 году «избъены быша» сборщики дани (погибло около сотни новгородцев), а в1193 году был уничтожен новгородский отряд под командованием воеводы Ядрея численностью в 300 человек.
Дружину мансийского князя-хона составлял отряд «косатых отыров», специально подготовленных воинов-профессионалов, при обучении которых основной упор делался на личные боевые действия в условиях тайги. Отличительным внешним признаком отыра были длинные волосы, заплетенные в две косы или собранные в два пучка (в волосах находилась четвертая из пяти душ мужчины; обращаемых в рабство брили наголо, лишая их таким образом мужества, а поверженных сильных врагов скальпировали Стремление уничтожить душу врага, а следовательно, не дать ему возродиться, побуждало победителей снимать скальп, а побежденных - из последних сил его спасать. Сохранить волосы считалось гораздо важнее, чем спасти жизнь). Поэтому манси называют «сибирскими индейцами». В мирное время отыры служили телохранителями, гонцами, послами князя, сборщиками ясака. В военное время большинство их становились командирами военных отрядов манси.
Анна Митрофановна Конькова (1916 -1999 г.г.) - писательница, фольклорист, мансийская сказительница, почётный гражданин Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского автономного округа. Заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа. Известна как сказительница «бабушка Аннэ».
Геннадий Сазонов - писатель-прозаик. Родился в семье колхозного агронома. Окончил геологический факультет Саратовского государственного университета (1958). Защитил дипломную работу о перспективах нефтегазоносности Березовского района Ханты-Мансийского округа. После окончания университета работал в «Главтюменгеологии» геологом, старшим геологом, начальником отряда. Шестнадцать полевых сезонов провел в горах Полярного и Приполярного Урала.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Почитать можно здесь:
https://остяко-вогульск.рф/wp-content/uploads/2021/04/i-lun-medlitelnyh.pdf Феминизм тоже присутствует:
- Я хранитель капища,- сурово сказал старый Картин,- И забудь про охоту! Разве ты можешь прикоснуться к медвежьей шкуре? Разве ты можешь прикоснуться к священному соболю и снять с него шкуру?
- Все законы придумали мужчины! - ответила Апрасинья.- И драные жизнью слепые старики.
- Да! - гордо поднял голову Картин.- Их придумали мужчины. Их придумали старики, что узрели жизнь изнутри, чтобы уберечь свой род!
- Они придумали законы от своей глупости и лени,- огрызнулась Апрасинья.- Медведица одна выкармливает своих детенышей. Медведь все лето гуляет один, да еще отнимает добычу у медведицы. И копалуха, и тетерка одни пестуют своих птенцов, а глухари прячутся в глухие урманы. Селезень, утка в разное время меняют перо. Женщина продолжает род! - отрезала Апрасинья.- Привези мне с ярмарки ружье, тетюм!