Пока составляла вчерашнюю подборку, пересмотрела тьму детских энциклопедий и призадумалась слегка: а где мы, поколение условно последних брежневских и первых постбрежневских лет брали необходимые познания, когда энциклопедий не было? Точнее, они существовали, но посвящались по большей части научным достижениям. Вспомнила моментально: в календаре! Наверное, каждая семья перед новым годом приобретала отрывной календарик, да не один.
С канала яндекс-дзен Antiques
Чего там только не было! Кулинарные рецепты, полезные советы домашнему мастеру (в нашем случае, увы, ломастеру), интересные научные факты, фенология, карикатуры, стихи... Первую в своей жизни Цветаеву, первого Лорку я прочла в отрывном календарике:
По пескам - жадным и ржавым,
Под лучом - жгущим и пьющим,
Сапожком - робким и кротким -
За плащом - следом и следом.
А Лорки сонет был: пусть последний мой колос утрата не скосит... Без политинформации тоже, впрочем, не обходилось. А отрывать календари бабушка запрещала. Пригодятся на будущее. Дочь нашла перед поездкой несколько календариков, спрашивает: мама, это у вас интернет такой был, на бумажках?
Анализу детских календарей - перекидных, отрывных, настенных и даже карманных, которые многие коллекционировали - посвящён труд Марины Костюхиной «Круглый год. Детская жизнь по календарю», который вот-вот выйдет в издательстве НЛО. И начинается он задолго до советской эпохи. Вместе с исследовательницей мы проанализируем, чем отличались гимназические календари от тех, что были предназначены для народных школ, как на них повлияли революция 1905-1907 года, Первая мировая война, календарная реформа... Постепенно завершится эпоха революционных педагогических экспериментов, и календарь школьника начнёт соответствовать новой норме и нести её, так сказать, в массы. И встаёт главный вопрос: что конкретно они несли?
Здесь можно прочесть отрывок:
https://www.nlobooks.ru/books/kultura_povsednevnosti/27191/Радиопередача о книге:
https://govoritmoskva.ru/broadcasts/147/ Аннотация: В российской и советской истории детский календарь - отрывной или перекидной, настенный или карманный - служил не только для исчисления дней и месяцев. Издание, имевшееся почти в каждом доме, рассказывало о природе и науке, искусстве и географии, а еще было маленьким плацдармом политической пропаганды: в зависимости от эпохи школьники должны были узнавать о добрых государях, героях революции или великом вожде. Книга М. Костюхиной, собравшая уникальный по охвату материал, - это исследование о календарях, их авторах и читателях; об интересных фактах, полезных советах и пафосных лозунгах, дополнявших даты и дни недели. Рассказывая о календарях в контексте разных эпох, автор показывает, как в этом культурном объекте сочетаются реальная история российского и советского детства и нормативные представления о нем. Марина Костюхина - культуролог, историк, исследователь русского детства, доцент РГПУ им. А. И. Герцена. Автор книг «Детский оракул» и «Записки куклы», вышедших в издательстве «НЛО».
Книга выходит в серии «Культура повседневности».