У своего френда
rus-turk, который регулярно выкладывает посты об истории Центральной Азии, я прочла два впечатляющих поста и хочу с вами поделиться. Действие происходит в нынешней Восточно-Казахстанской области Казахстана, граничащей с Россией и Китаем. Туда в 1898 году приехала семейная пара этнографов, создателей Общества любителей исследования Алтая: М.В. и С.П. Швецовы, бывшие ссыльные. О самой Марии Васильевне Швецовой известно немногое:
По результатам исследования Мария Васильевна написала этнографические очерки. Несколько выдержек из них выкладываю, может быть, кому-то будет интересно:
* В большинстве это крепкий, сильный народ, с некрасивыми, угрюмыми лицами и могучими фигурами. Нравы здесь суровые: даже дети редко видят ласку от родителей и гораздо более знакомы с их побоями, а о женщинах нечего и говорить; во всем Риддерске едва ли найдется хоть одна женщина из простонародья, которая не отведала бы кулаков мужа. Дети относятся к родителям также грубо, а взрослые и сурово. Конечно, говоря это, мы имеем в виду лишь массу, исключения везде возможны, есть они и в Риддерске. Народных игр и развлечений почти не существует: у молодежи есть «полянка», где летом парни и девушки гуляют вместе с песнями, и «вечерки» для зимы, а у взрослых - попойка. Но и эти развлечения обыкновенно лишены того веселья, которое царит в других местностях на народных гулянках. «Игры» молодежи состоят в хождении «кругом», пении песен, в любовных заигрываниях парней с девушками. Попойки носят характер бесшабашного, мрачного разгула, с жестокими и бессмысленными драками, с унылыми песнями, в которых говорится о «горькой доле», «тяжёлой работушке», вообще о недавнем ещё рабском прошлом. В этих попойках принимают участии и женщины, и молодежь, и даже дети.
* Настал 1861 год. Старики, испытавшие на себе тягость обязательного труда, вспоминают, как о празднике, о времени освобождения. «Как велели нам всем явиться, - говорят они, - мы испугались: „Какая такая беда стряслась, что мы все понадобились?“ Раньше-то мы ничего и не слыхали про волю, и в головушку не приходило, зачем зовут… Как прочитали нам Манифест, долго мы в толк взять не могли - стоим словно очумелые… Ну растолковали нам - и, Господи, что тут радости было! Всю неделю гуляли - не просыпались! Ровно впервой свет Божий увидели!» Но этот праздник длился недолго. Действительность заставила проснуться, и рабочий снова увидел перед собой ту же «гору», в которую опять приходилось идти работать, чтобы было чем жить.
* Дети в семье совершенно бесправные существа. Для родителей они являются большей частью обузой, даже мальчики, помощь которых может быть лишь ничтожною, тогда как затраты на их воспитание очень значительны: при малых размерах хозяйства родители справляются с ним собственными силами, не чувствуя особой нужды в помощи детей, найти которым посторонний заработок в то же время очень трудно; а между тем дети требуют и пищи, и одежды, и пр., - следовательно, нужны расходы. Поэтому в большинстве семей риддерские дети не пользуются особенной любовью родителей и видят от них гораздо больше побоев, чем ласки.
* евочек отдают в училище лишь очень редко; обыкновенно, подрастая, они помогают матери по хозяйству, шьют кое-что и т. п. Но все эти занятия оставляют много свободного времени, так как хозяйство невелико, а шитье ограничивается самым необходимым, да и то более состоятельные отдают швеям. Остающийся досуг девушки употребляют на развлечения - летом хождение в лес за ягодами и игрища, зимою вечерки; во всех этих развлечениях обязательное участие принимают парни.
* Отношения между парнями и девушками очень свободные, даже распущенные. На связь девушки смотрят очень легко: «Молодо-зелено, погулять велено; выйдет замуж и гулянки забудет». Последствием такой свободы отношений между полами нередко бывает беременность девушки, а затем вытравление плода или роды и детоубийство, так как девушка, имеющая ребенка, не может рассчитывать выйти замуж. Я знаю девушку, которую слухи упорно обвиняли в убийстве трёх детей. Священник, до которого дошли эти слухи, явился к этой девушке, снова забеременевшей в это время, и потребовал, чтобы будущего ребенка она сохранила живым, пригрозив в случае его смерти возбудить против неё преследование. Девушка согласилась. Ребенок, действительно, родился живым, но мать или кормила его кислым молоком, или держала голодом, и он скоро умер. Старшие довольно легко относятся к подобным проступкам: «Девушке замуж надо, а кто её возьмет с ребенком? Никому не охота чужого кормить… Куда ж его денешь? умер, и слава Богу!»
* Один молодой, недавно женившийся горнорабочий за недоваренную кашу зазвал жену в баню и там так избил её ременными возжами. что несчастную принесли домой без чувств: при осмотре оказалось, что все тело её представляло почти сплошной кровоподтек. Пристав, которому пострадавшая принесла жалобу, взял с её мужа подписку, что он впредь никогда не позволит себе подобных истязаний, и отпустил его домой; вернувшись, муж немедленно же принялся «учить» жену, чтобы она не смела на него жаловаться, и та навсегда закаялась обращаться к помощи властей.
* ...одна девушка, любившая одного и насильно просватанная родителями за другого, обратилась за помощью к священнику, и тот посоветовал ей во время совершения обряда венчания заявить, что она не желает выходить замуж за избранного родителями жениха, обещая ей свою поддержку, если родители станут притеснять ее. Девушка условилась с своим возлюбленным, что в день ее свадьбы он будет в церкви и принесет с собой костюм, чтобы она могла там же переодеться, так как подвенечный костюм шьется на данные женихом деньги - «подъёмные», и отказывая первому жениху, девушка должна была возвратить ему и костюм. Как условились, так и сделали: на вопрос священника, добровольно ли она выходит замуж, девушка отвечала отрицательно; обряд венчания приостановили. Невеста переоделась и возвратила свой костюм бывшему жениху, а затем священник убедил ее родителей дать согласие, и она тут же, не выходя из церкви, обвенчалась со своим возлюбленным. Об этом случае обыватели до сих пор не могут вспоминать спокойно: старики возмущаются такой неслыханной дерзостью, а молодежь восхищается поступком девушки.
Наиболее прискорбные эпизоды риддерской жизни я сознательно цитировать не стала. Если вы собрались с духом, можно пройти по ссылкам:
https://rus-turk.livejournal.com/685020.html (часть 1)
https://rus-turk.livejournal.com/685376.html (часть 2)
Прилагаются также риддерские песни: уличные, рабочие, свадебные.
Село Риддерское, оно же посёлок Риддерск, с 1941 года было переименовано в Лениногорск. После войны неподалёку от Лениногорска был огромный лагерь для военнопленных. В 2002 году городу вернули историческое название Риддер.