Волны и войны Эллен Н. Ла Мотт

May 15, 2024 22:55

Наша история начинается в 1873 году в Луисвилле, штат Кентукки, в богатом и нарядном особняке. У богатого предпринимателя Фердинанда Ферфакса Ла Мотта и его супруги Эллен, урожденной Ньюболд, родилась дочка, и её назвали в честь матери: первое имя по её христианскому имени, а второе по девичьей фамилии. Когда Эллен-младшая была подростком, отца начали одолевать финансовые проблемы. Девочку отправили пожить в семье кузена: Альфреда-Ирене Дюпона, богатейшего промышленника и благотворителя. И через золото слёзы льются: в детстве Альфред Дюпон потерял обоих родителей. Причём при ужасных обстоятельствах - мать умерла в психиатрической лечебнице через неделю после госпитализации по поводу приступа истерии (значит, скорее всего, это была не истерия), а отец за месяц сгорел от чахотки.

Возможно, влиянию семейной трагедии можно отчасти приписать стремление Эллен Ла Мотт к медицине. Воспитанная гувернантками, получившая окончательный лоск в пансионе благородных девиц, наследница целых поколений бизнесменов рвалась в медсестринскую школу. Всё семейство Дюпонов было против. Четыре года с перерывами Эллен проучилась на курсах при госпитале Джона Хопкинса в Балтиморе, а затем начала сестринскую карьеру в самом госпитале. Ассистентка заведующего, старшая сестра туберкулёзного отделения, заведующая туберкулёзным подразделением городского отдела здравоохранения... Эллен Ла Мотт медленно, но неуклонно поднималась по служебной лестнице, совмещая карьеру с участием в движении суфражисток. Главной распорядительницей знаменитого суфражистского шествия в балтиморе была именно она!

Альфред Дюпон был потрясён рвением и талантом кузины на медицинском поприще. В благодарность он устроил Эллен путешествие в Париж, где она писала руководство для медсестёр туберкулёзного отделения и активно общалась с экспатами, среди которых была Гертруда Стайн. И Стайн была в неё немножко влюблена. В «Автобиографии Алисы Б. Токлас» она не без ревности пишет о Ла Мотт и её возлюбленной Эмили Чадборн:

Приехала Эллен Ламотт, она вела себя очень героически но боялась выстрелов. Она хотела поехать в Сербию и Эмили Чадбурн хотела отправиться с ней но они не поехали.
Гертруда Стайн написала об этом событии небольшую новеллу. Эллен Ламотт собирала военные сувениры для своего родственника Дюпона де Немура. Истории откуда они взялись были забавные. Тогда все приносили сувениры, стальные наконечники которые пробивали лошадиные головы, обломки снарядов, чернильницы сделанные из обломков снарядов, каски, кто-то даже предложил нам обломок цеппелина или аэроплана, чего именно я не помню, но мы отказались. Это была странная зима и происходило всё и ничего.

В Сербию, на Балканскую войну уже не понадобилось. Война подступила к самому дому. Боясь выстрелов по-прежнему, Эллен всё-таки провела несколько месяцев во фронтовом госпитале в Бельгии. По возвращении она обобщила свой военный опыт в шестнадцати рассказах. Вышедшие под одной обложкой, с общим заглавием «На отливе войны» [The Backwash of War: The Human Wreckage of the Battlefield as Witnessed by an American Hospital Nurse], они попирали все литературные каноны того времени. Считается, что рубленая проза, короткие фразы Ла Мотт повлияли на Хемингуэя. Это может быть, так как Гертруде Стайн был подарен именной экземпляр, и она с друзьями делилась.




«На отливе войны» несколько раз за год переиздали, а потом торжественно запретили как разрушающую боевой дух и доблесть солдат. Следующего издания пришлось ждать целых семнадцать лет. А Эллен и Эмили отправились в путешествие. Китай, Камбоджа, Эфиопия... Все последующие литературные произведения Ла Мотт были посвящены истинной язые Азии: опиуму и влиянию наркотиков на физическое и психическое здоровье. «Пекинская пыль», «Опийная монополия», «Этика опиума», «Понюшки и масла», «Опиум в Женеве»... Почему в Женеве? Ла Мотт консультировала по наркотической проблеме Лигу Наций. В 1930 году китайское правительство, возглавляемое Чан Кай-ши, наградило писательницу памятной медалью Линь Цзэсюя, знаменитого борца с наркотиками.



Портрет Эмили Чедборн. Цугухару Фудзита, 1922

Вторая Мировая вернула Эллен и Эмили в Соединённые Штаты. В 1940-1950-е годы Ла Мотт активно участвовала в деятельности различных благотворительных обществ. Успешно играла на бирже, заработав более миллиона долларов. Деньги эти пошли на восстановление «Крейн компани», когда-то основанной отцом Эмили Чадборн. Умерла Эллен Ла Мотт в 1961 году. На русском языке её произведения  до сих пор не публиковались. И вот недавно Издательство Ивана Лимбаха совершило подвиг и выпустило «На отливе войны» в переводе Д. Лебедева. Очень своевременная книга.



Эллен Ла Мотт с домашним любимцем: новогвинейским чёрным какаду

война, медицина, 21 век, Франция, русский язык, Бельгия, США, английский язык, 20 век, история женскими глазами, новинка, Европа, врачи

Previous post Next post
Up