В городе Пирот (Южная Сербия) и его окрестностях ткать двусторонние шерстяные ковры - это сугубо женское ремесло, передаваемое из поколения в поколение. Ковроделие - долгий кропотливый труд, бедным семьям ради пропитания, а в зажиточных ради провождения времени в затворнических условиях вследствие турецкого владычества. Всемирная выставка 1892 года в Париже открыла просвещённой Западной Европе множество народных промыслов, в том числе и пиротские ковры-чилимы: настенные и напольные, ковровые пояса и сумки, портьеры и скатерти, попоны и мебельные чехлы. Чилимы вошли в моду. Первый каталог ковров был издан в 1902 году на французском языке и почти сразу стал библиографической редкостью.
В современной Сербии узоры ковров-чилимов повсюду, и на рекламах, и на иллюстрациях, и в дизайне одежды, посуды и тому подобного. А вот книг о них немного. Альбом «Пиротский ковёр» из серии «Узоры Сербии» [Орнаменти Србиjе], составленный искусствоведкой Милицей Живадинович, - не просто набор красивых этнических орнаментов, не сувенирная продукция. Это точный, сжатый и меткий, как поэзия, комментарий к символике, стоящей за любым узором. У каждой картинки на ковре есть свое имя и свой особый смысл. Смысл женской работы и безграничного женского творчества.
Горлинки
Львиная лапа
Черепаха
Чертенята
Белградский хоровод
Русский памятник
Михраб, сиречь ниша в стене мечети, указующая на Мекку. Ткачихи по большей части православные, но турецкая традиция влияла много веков.
А этот узор называется немецкие бонбоньерки.
Древо жизни. Редкий ковёр из Это графического музея в Белграде.
Свекровин язык. Так растение называется.