История нашей героини начинается... на ферме. Это была молочная ферма в Чехословакии, на лоне прекрасных Судетских гор. И это была еврейская молочная ферма. Марианна Абелес родилась в 1923 году. А в 1938 году, после того, как Судетская область вошла в вошла в состав нацистской Германии согласно Мюнхенскому договору, её родители Эльза и Карл Абелес уже серьёзно готовились к эмиграции. Сначала попытались попасть в США, но там квота еврейских беженцев была уже выбрана, и взоры семьи обратились к Канаде. Там как заслышали волшебные слова «молочное скотоводство», так раскрыли все двери: некоторые регшионы страны испытывали недостаток в крестьянах. Тридцать девять членов огромной семьи Абелесов и Попперов прибыли в Канаду, в город Бранфорд в конце 1939 года. Пятнадцатилетняя Марианна прилежно трудилась на ферме и наполняла рекламными объявлениями конверты в наивной надежде заработать хотя бы на учёбу в старших классах. У неё даже гимназия закончена не была, какое уж тут высшее образование?
Помощь пришла неожиданно. Директор бранфордской школы предложил не откладывать дело в долгий ящик и сразу поступать в университет МакМастер. На отделение экономики. Девушка здраво рассудила, что выбирать в качестве специализации то, что изучают в школе, рискованно: придётся переучиваться на новый лад. А экономику все студенты будут изучать с нуля, появится возможность конкурировать на равных. К величайшему удивлению Марианны Абелес, её приняли в Мак-Мастер.
И когда я сказала родителям, что моя специальность - экономика, они спросили: «А что это такое?» Я отвечала, что скажу им точно, как только узнаю.
Получив степень бакалавра, Марианна Абелес выбирала между продолжением образования в Чикагском университете или в Гарварде. Но про Гарвард ей сказали, что учиться она сможет только в женском Радклифф-колледже и, хотя на занятиях будет сидеть рядом со студентами-мужчинами, экономическая библиотека мужских колледжей ей будет недоступна. В душе возмутившись, будущая учёная выбрала Чикаго. Там с ней на курсе учились всего три девушки, а на отделении экономики вообще ни одна женщина не работала.
В Чикагском университете Марианна Абелес повстречала Роберта (Боба) Фербера, который учился на два курса её старше, и вышла за него замуж, в результате чего лишилась канадского паспорта. Причём как лишилась? Отнесла на обмен по возрасту, но в консульстве выяснили, что хозяйка паспорта собирается замуж за американца, и просто ей этот паспорт не вернули. Ферберу, впоследствии известному специалисту по маркетингу, предложили место в университете штата Иллинойс. Супруга, как полагалось, последовала за ним, но устроиться на работу не могла. И места были, и квалификация подходила, но действовали строгие законы о непотизме, то есть предоставлении привилегий родственникам: муж и жена вместе трудиться в университете не имели права. Шло время. В семье Фербер подрастали двое детей. Работать хотелось непредставимо, и как раз драконовский закон отменили, поскольку преподавательского состава не хватало. Но, очевидно, кому-то не хотелось видеть в почтенных университетских стенах иммигрантку, да ещё и еврейку. В 1955 году факультет экономики нанял Марианну Фербер в качестве «приглашённого профессора», на неполный рабочий день. Каждые полгода договор возобновлялся, то есть присылали новое приглашение. И не единожды случалось, что учебный год уже начался, а приглашение ещё не пришло. Студенты рвут и мечут: преподавательница пропустила первую, а то и вторую лекцию. А Фербер и пригласили-то на работу две недели спустя, а до этого она полагала, что на сей раз договор не возобновляют.
Но я была рада, что у меня хоть что-то есть. Это ведь лучше, чем быть безработной.
В таком замечательном режиме Марианна Фербер проработала пятнадцать лет, пока супруга заведующего отделением, сама профессор социологии, не обратила внимание сотрудников на столь безобразное положение вещей. Только тогда она получила звание Assistant Professor (это ведь доцент, я правильно понимаю?) А восемь лет спустя, в 1979 году, став full professor, возглавила отделение исследований женского вопроса в экономике. Вот в такой атмосфере феминистки и выковываются.
Названия научных трудов Марианны Фербер говорят сами за себя: «За пределами человека/мужчины экономического: теория феминизма и экономика» [Beyond Economic Man: Feminist Theory and Economics] (в соавторстве с Джули Нельсон, 1993), «Семейные пары учёных: проблемы и перспективы» [B. Academic couples: problems and promises] (в соавторстве с Джейн Лёб, 1997), «Женщины на рынке труда» [ Women in the Labor Market] (1998), «Феминистическая экономика сегодня: за пределами человека/мужчины экономического: теория феминизма и экономика» [Feminist Economics Today: Beyond Economic Man] (в соавторстве с Джули Нельсон, 2003), «Экономика женщин, мужчин и работы» [The economics of women, men, and work] (в соавторстве с Франсин Ди Блау и Энн Уинклер, последнее издание - 2015). Если судить по отрывкам, представленным в сети, книги Фербер написаны превосходным языком и доступны для понимания даже абсолютных профанов (например, меня). Умерла экономистка сравнительно недавно, в 2013 году.
Марианна Фербер, урожденная Абелес
30 января 1923 - 11 мая 2013