Елена Павлова об отражении российской реальности в "женском бульварном чтиве"

Jan 13, 2024 15:37

Принято считать, что большинство граждан страны верит пропаганде или, наоборот, пропаганда «угадывает» ожидания телезрителей. Но россияне сталкиваются с политической информацией не только в СМИ, но и в произведениях культуры. Исследователь Института политических наук в университете Тарту Елена Павлова изучала отражение здравого смысла в «женском ( Read more... )

политика, 21 век, 20 век, Россия, детектив, мелодрама, литературоведение

Leave a comment

black_fishka January 13 2024, 16:13:13 UTC
Насчёт мужа Каменской - "милого тюфяка" что-то не согласна. Не знаю, может, в последних книгах он затюфячился, кто-нибудь читала?
Я Маринину очень любила, когда она писала крепкие классические детективы, в то время не пропускала ни одной книги. Но это было в +/- 2000 году ))) Наверно, последнюю Маринину, уже впавшую в назидательность, я прочитала лет 10-12 назад, а потом перестала её читать, скучно стало.

Так вот, Чистяков. "При этом все герои мужчины вокруг нее слабее, муж у нее такой милый тюфяк". Ага, щас. Его единственная слабость, пожалуй, собственно и есть обожание Каменской (в ранних книгах). В остальном же он такой вполне со стержнем внутри. И очень расчётливый. Как он, например, Каменскую заполучил, помните? История с подарком - компьютером. Да, он любимую женщину знает и хорошо понимает, но ведь использует это понимание вполне сообразно своим целям.
И кстати, в более поздних, уже назидательных, книгах, когда страсть поутихла, как мне кажется, жену он уже абсолютно под себя подмял. Он уже не по-доброму к ней, а давит. И никуда бедолага от него не денется

Reply

mansikka01 January 13 2024, 17:29:36 UTC
Я прочитала недавно всю Каменскую, ну, почти всю, до момента увольнения и перехода в частное агенство, дальше читать не стала, и пришла в ужас от того, как там изображаются их отношения и вообще Каменская.
Он же газлайтер и манипулятор! Она постоянно думает, что она недодает ему внимания, что он обидится и уйдет, что она его недостаточно ценит и любит и т.п., все эти мысли же из ниоткуда не берутся!
И мысли Каменской о том, что она неполноценная и ненастоящая женщина (это без связи с их отношениями, просто тскть ее рефлексия о себе и своем месте в жизни), при этом автор как будто намеренно показывает, что и такую "неполноценную" можно любить и на нее найдется свой мужчина и у них будет крепкий долговременный брак.
Я понимаю про 90-е, когда эта книга писалась и вызревала, но как образец фемлитературы, хотя там иногда есть здравые рассуждения, я бы ее рекомендовать не стала.

Reply

black_fishka January 13 2024, 17:41:15 UTC
Ох, чорт. Я так и думала. Но это сейчас так и думала, уже взрослая и с фем-оптикой. А тогда, в 90-е и нулевые, мы читали про гордую независимую сильную Настю, которая вся такая талантливый следователь и вся в своей работе. И едва обращает внимание на верного любящего поклонника Лёшу, который ради неё готов (на что-то там). И ведь даже сочувствовали тому Лёше. А всё уже тогда было заложено и ждало своего часа - и давление, и абъюз и газлайт. Ну... и почему совсем не удивительно?

Reply

mansikka01 January 13 2024, 17:49:34 UTC
У меня, честно говоря, много вопросов к коллеге, я очень трепетно отношусь к тем, кто залезает на мое поле исследований ))))))) Особенно, если они гонят чушь их гипотезы, мысли и выводы не совпадают с моими XD
Попробую прочитать эту статью, о которой речь в интервью, может, смогу как-то прокомментировать

UPD юзерпик поменять забыла

Reply

futabacho January 13 2024, 18:33:01 UTC
Поделитесь мыслями, пожалуйста!

Reply

mansikka01 January 13 2024, 18:46:09 UTC
Ну (пока я даже само интервью по ссылке не прочитала) сейчас у меня те же вопросы, что и у ведущей интервью: как именно отбирались книги и какими методами, собственно, анализировали: цифровыми? Медленное чтение? Что именно анализировали - тексты книг? аннотации? отзывы? Откуда утверждение, что в западной литературе нет политических сюжетов или они там сглажены - и что вообще подразумевается под "западной литературой", таковой ведь не существует?
Скорее всего, сама статья мне даст ответы на эти вопросы. Надеюсь!

Кроме того, утверждение, что "Российская литература отличается от западной тем, что у нас есть политический аспект" не совсем корректно, обычно говорят о том, что в России литература выполняла функцию публичной сферы, которой не было ни в РИ, ни в СССР, но я допускаю, что это упрощение из-за популярного формата.

А вот дальше мне надо думать и читать статью, потому что утверждения "интеллигенция стала искать возможности для высказываний, но в театре это было невозможно" и про гибридный жанр любовного романа, который для того, чтобы охарактеризовать социально-политическую реальность" мне кажутся сомнительными, но я не могу понять, как это контраргументировать.

Reply

mansikka01 January 13 2024, 19:13:44 UTC
Кроме того, так и непонятно, что именно автор называет "женским чтивом", каковы его отличительные особенности - кроме продаваемости. Книги, написанные женщинами? Книги конкретных жанров - каких? Книги с главными героинями - женщинами?

И, собственно говоря, не очень понятно, почему вопросы о здравом смысле и политической реальности решили изучать именно на "женском чтиве". Я не оспариваю выбор, я понимаю, почему он мог быть сделан и отчасти с этим соглашаюсь, но мне хотелось бы знать, почему авторы выбрали именно этот гм тип литературы, какое у них обоснование для этого

Reply

mona_silan January 13 2024, 20:24:07 UTC
И мне еще кажется, ограничиваться сейчас только бумажной литературой недостаточно.
Конечно, анализировать все площадки нереально, да еще придется отсортировать фанфики, явную фэнтези и столь же явную эротику на грани порно, но, скажем, какой-то один из сайтов можно бы взять.

Reply

mansikka01 January 13 2024, 21:30:11 UTC
Ну, она же там говорит, что "а есть ещё самиздат".

У меня давно гипотеза, что в самиздате пишут про другое, чем в бумажных книгах, но пока нет возможности это проверить. Хотя идея, что интернет это территория безграничной свободы, рухнула, разнообразие сюжетов и идей там всё равно больше, кажется, что про измены, беременности, изнасилования, разводы особо не издают.

С платформами проблема в другом, анализировать только тэги мало что даст, а корпус собрать почти невозможно, потому что авторское право и коммерческие произведения. Ну можно, конечно, вручную читать, старым добрым методом - глазами.

В целом я с Вами согласна, что Берсенева и Маринина в качестве "массовой женской литературы" устарели. Но и исследование 2015-2019 года, статья опубликована в 2020. Хотя Литнет и тогда уже был достаточно популярным.

Reply

mona_silan January 14 2024, 11:00:29 UTC
Ну а как бумажные книги анализировали?
Тут еще дело в том, что ситуация меняется и рынок тоже. 15 год и 23 - огромная разница.

Reply

mansikka01 January 14 2024, 11:50:30 UTC
А какая именно разница?

Анализировать современную массовую литературу совсем не то же самое, что анализировать единичные канонные тексты, старые методы не всегда подходят

Reply

mona_silan January 17 2024, 03:27:32 UTC
Ну, скажем так, не всякую политическую позицию выражать стало безопасно. Всегда есть вероятность нарваться если не на срок, то на штраф. Это, естественно, смещает картину, осторожны и авторы, и издательства.
Или вот - после декабря позапрошлого года литплощадки спешно убирали слэш или упрятывали его поглубже. Тоже политическое явление, нет?

Reply

mansikka01 January 17 2024, 13:04:47 UTC
Мы немного не поняли друг друга, в вопросе про разницу я имела в виду разницу рынков в 2015 и в 2023.

Касательно безопасности выражаемой позиции я как раз и имела в виду, что фэнтези и фантастика с их аллегориями и метафора прекрасный и наиболее безопасный инструмент.

А касательно декабря позапрошлого года я затрудняюсь что-то ответить

Reply

mansikka01 January 13 2024, 21:31:32 UTC
В фэнтези, кстати, наоборот говорить о текущем наоборот достаточно безопасно, поэтому с точки зрения отслеживания каких-то политических идей его как раз имеет смысл брать

Reply

mona_silan January 15 2024, 18:34:37 UTC
Не столько политических даже. сколько вообще умонастроений. Очень популярно бытовое фэнтези. Наша тетенька (от юных дев до восьмидесятилетних [нет, даже девяностолетних] старушек) куда-то попадает и там приводит в порядок таверну, гостиницу, мельницу, поместье, замок, в пределе - целое королевство. Нигде не пропадет, везде сварит борщик и напечет блинчиков, все отмоет и наладит, всех вылечит и пристроит.
Острая тоска по нормальной, благоустроенной жизни, которую можно создать своими силами. Хотя бы в фантазиях.

Reply

mansikka01 January 13 2024, 17:51:03 UTC
И да, фемоптика портит окружающий мир, к сожалению :)

Reply


Leave a comment

Up