"Фаланстер" интересное за год: гендер

Jan 10, 2024 14:07

Люси Делап. Феминизмы. Всемирная история
Феминизм призван объединить под своими знаменами и идеями добрую половину человечества. Задачи ставятся исключительно амбициозные и гуманные - противостоять гендерной несправедливости во всех ее уродливых формах. Но те 250 лет движения, которые анализирует в своей книге историк Люси Делап, показали, что все не так просто - сообщество феминисток неоднородно, задачи и цели на разных исторических этапах могут не просто меняться, но и входить в драматическое противоречие друг с другом, а проблемы женщин из разных социальных, этнических или религиозных слоев часто настолько отличаются, что без дискуссий невозможно прийти к согласию.

Розалин Майлз. Кто готовил тайную вечерю? Женская история мира
«Кто готовил ужин для Тайной вечери» является прекрасным источником информации и вдохновения для всех, кто интересуется историей, феминизмом и ролью женщин в обществе. Эта книга позволит читателям лучше понять и оценить вклад женщин во всемирную культуру и проложить путь к равноправию и признанию их достижений.

Сильвия Федеричи. Патриархат заработной платы. Заметки о Марксе, гендере и феминизме
Возрождение интереса к работам Карла Маркса на фоне социальных и экономических потрясений начала XXI века стало поводом для переосмысления и развития ряда классических марксистских концепций с позиций феминистской критики. Опираясь на марксистскую теорию и методологию как исследовательский базис, Сильвия Федеричи предлагает обратить внимание на гендерные вопросы, недостаточно разработанные немецким философом. В центре внимания Федеричи - проблема неоплачиваемого женского труда, ставшего в конце XIX - начале XX века, по ее мнению, одним из столпов капитализма. Появление семьи, основанной на женском домашнем труде, заложило основы нового неформального договора между полами и нового порядка, который автор называет патриархатом заработной платы. Исследовательница показывает, что классовая борьба может вестись и внутри самого пролетариата, когда мужчины соглашаются занимать внутри семьи (и более широкого сообщества) позицию представителей государства по отношению к женщинам. Сильвия Федеричи - американская ученая, преподавательница и активистка, почетный профессор Университета Хофстра.

Элеанор Янега. Как выжить женщине в Средневековье. Проклятие Евы, грех выщипывания бровей и спасительное воздержание
Как жили женщины Средневековья - в городах, деревнях и высоких замках? Как должны были выглядеть, вести себя, любить? Какими их хотели видеть мужчины и какими они были на самом деле? Историк-медиевист Элеанор Янега рассказывает о женщинах того времени. Средневековые мыслители, почти всегда мужчины, придерживались концепций, составленных из смеси классической античной философии и христианского богословия. Верхом женской привлекательности они считали мифическую Елену Троянскую с ее грушевидной фигурой, небольшой грудью и золотыми волосами. А вот в своих современницах, на которых падала тень грехопадения Евы, видели похотливых грешниц, ненасытных и несдержанных. Порядочной женщине полагалось быть монахиней или идеальным воплощением материнства. Элеонор Янега показывает совсем другие образы, опираясь на истории выдающихся средневековых женщин - Элеоноры Аквитанской и Хильдегарды Бингенской, а также на другие, менее известные факты, скрытые в документах и судебных делах. Это позволяет понять, как жили женщины той эпохи. Трудолюбивые фермерши, пивоварки, текстильщицы, художницы и ремесленницы. Они проложили путь новым представлениям о женской природе, интеллекте и способностях.

Мишель Ли, Лора Мёльснесс. Женское лицо советской и российской анимации
В книге рассматривается творчество двенадцати советских и российских женщин - режиссеров анимации, долгое время остававшихся вне поля зрения киноведов и историков.
Лора Мёльснесс и Мишель Ли изучают работы этих режиссеров в рамках истории, культуры и технологии анимации.
Анализ, предложенный авторами, фокусируется на изменении отношения к женскому вопросу и феминизму, а сама анимация рассматривается в контексте возникновения и эволюции советской женской субъективности, которая и сегодня формирует облик женского кино в России.

Рэйчел Морли. Изображая женственность. Женщина как артистка в раннем русском кино
Героинями российского кинематографа 1908-1918 годов на удивление часто становились представительницы сценических видов искусств. В первую очередь это связано с историческим контекстом эпохи: исполнительские искусства представляли одну из важнейших сфер, в которой женщины могли выйти за пределы положенного им социального пространства дома и обрести публичную профессию. Американская исследовательница Рэйчел Морли в своей книге обращается к разным ипостасям этого образа - певице, танцовщице, «тангистке», балерине, и, наконец, актрисе. Реконструируя культурный ландшафт того времени, Морли стремится понять, как репрезентация творческих женщин в кино была связана с разными этапами развития самого киноискусства. Автор рассматривает разные подходы к изображению артисток и находит в них отражение режиссерских экспериментов с художественными и техническими возможностями фильма, а также поиска нового киноязыка. Рэйчел Морли - специалист по раннему русскому и советскому кино, преподает русский кинематограф и культуру в Школе славянских и восточноевропейских исследований Университетского колледжа Лондона (UCL SSEES).

Мария Татар. Тысячеликая героиня. Женский архетип в мифологии и литературе
Тысячеликая героиня» - грандиозное исследование женских образов в мировой культуре, в котором гарвардский профессор, культуролог и литературовед Мария Татар бросает вызов каноническим архетипам, описанным Джозефом Кэмпбеллом. Она анализирует «путешествие героини» по пространству историй, чтобы убедительно доказать, что женщины - не только матери, супруги или богини-покровительницы героев. Они могут сражаться, обманывать, путешествовать и рассказывать истории, руководствуясь собственными мотивами и интересами, а не просто дополнять и вдохновлять мужчин. Вы узнаете, в чем героизм Пенелопы из «Одиссеи» и Шахразады из «Тысячи и одной ночи», что связывает античные мифы о Филомеле и Арахне с движением MeToo и как можно объяснить феномен Чудо-женщины. Книга полна примеров из мифов, эпических поэм, сказок, художественной литературы и кинематографа, где женщины становятся ключевыми героинями, а их уникальные путешествия демонстрируют разнообразие и богатство женского опыта.

Светлана Смагина. Новая женщина в кинематографе переходных исторических периодов
Большие социальные преобразования XX века в России и Европе неизменно вели к пересмотру устоявшихся гендерных конвенций. Именно в эти периоды в культуре появлялись так называемые новые женщины - персонажи, в которых отражались ценности прогрессивной части общества и надежды на еще большую женскую эмансипацию. Светлана Смагина в своей книге выдвигает концепцию, что общественные изменения репрезентируются в кино именно через таких персонажей, и подробно анализирует образы новых женщин в национальном кинематографе скандинавских стран, Германии, Франции и России. Автор демонстрирует, как со временем героини, ранее не вписывавшиеся в патриархальную систему координат и занимавшие маргинальное место в обществе, становятся рупорами революционных идей и новых феминистских ценностей. В центре внимания исследовательницы - три исторических периода, принципиально изменивших развитие не только России в ХX веке, но и западных стран: начавшиеся в 1917 году революционные преобразования (включая своего рода подготовительный дореволюционный период), изменение общественной формации после 1991 года в России, а также период молодежных волнений 1960‑х годов в Европе. Светлана Смагина - доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Аналитического отдела Научно-исследовательского центра кинообразования и экранных искусств ВГИК.

Лесли Керн. Феминистский город. Полевое руководство для горожанок
Книга суммирует результаты полевых исследований канадской географини и урбанистки Лесли Керн, занимающейся актуальными вопросами жизни женщин в современном городе. Авторка показывает, насколько структура города - от его планировки до норм и обычаев, регулирующих общение его жителей и жительниц, - превратилась в пространство гендерной борьбы. Описывая собственный опыт материнства, дружбы, работы и активизма, Лесли Керн предлагает применить к городскому планированию интерсекциональный феминистский подход и полагает, что это будет способствовать формированию урбанистики нового поколения.

Олеся Авраменко, Галя Леонова. Её жизнь в искусстве: образование, карьера и семья художницы конца ХIХ - начала ХХ века
Настоящая книга - это социальная история жизни художниц конца XIX - начала ХХ века. Анализируя отечественное искусство, исследовательницы обращаются к мемуарам и личным документам, а также к автопортретам, позволяющим увидеть, как сами художницы воспринимали себя и свое положение в обществе.
В книге подробно описывается контекст, в котором происходило профессиональное становление женщины в искусстве, а именно исторические трансформации профессионального образования и социального статуса художницы. Исследовательницы анализируют такие гендерные аспекты, как происхождение, замужество, наличие детей, быт и т. д., которые напрямую влияли на карьеру художницы. История отечественного искусства предстает перед читателем с другой - женской - стороны. В ней нет гениев, глубоких душевных терзаний, великих работ и достижений, но есть незаметный для больших нарративов пласт повседневной борьбы за право быть художницей.

Лиза Фогель. Марксизм и угнетение женщин
Лиза Фогель - ветеран женского освободительного движения США, движения за гражданские права, профессор социологии в университете Райдер. Она является автором многочисленных книг и статей.
Работа Фогель «Марксизм и угнетение женщин» посвящена взаимосвязи женского труда и воспроизводства капитала. Книга вышла в свет в 1983 году - на русском публикуется впервые.

Ван Линчжэнь. Новый взгляд на женский кинематограф. Феминизм, социализм и массовая культура в современном Китае
В своей книге Ван Линчжэнь, опираясь на работы женщин-кинематографистов социалистического Китая, размышляет о причинах «несостоявшегося феминизма», а также границах коммерческого мейнстрима и «элитарной» культуры. Автор полагает, что фильмы таких режиссеров, как Ван Пин, Хуан Шуцинь и Дун Кэна были неверно истолкованы в рамках исследовательских парадигм, укорененных в западной идеологии периода холодной войны, культурном феминизме второй волны и интеллектуальных дискурсах постмаоистского периода. Ван призывает к критической переоценке произведений, созданных под эгидой социалистического феминизма, с тем, чтобы сформировать целостное и независимое представление об этом материале, перспективном для культурных практик будущего.

Джули Хеммент. Расширение прав и возможностей женщин в России. Активизм, спонсоры и НПО
Основанная на исследованиях, проведенных в 1996-1998 годах, книга Джули Хеммент прослеживает историю женского движения в постсоветской России и его взаимодействия с неправительственными организациями. С помощью этнографической оптики Хеммент анализирует деятельность активисток девяностых годов на примере тверской группы «Женский свет». Поскольку представления об идеальном гражданском обществе у активисток и организаций-спонсоров зачастую не совпадали, работа таких организаций обычно балансировала между ощущением безграничных возможностей и непониманием со стороны НПО и фондов.

Барбара Энгель. Женщины в России. 1700-2000
В своем исследовании Барбара Энгель обращается к голосам отдельных людей, чтобы показать, как российские женщины из различных социальных слоев были затронуты историческими изменениями и, в свою очередь, сами влияли на историю. Использование в исследовании женской оптики дает свежую интерпретацию прошлого России и позволяет лучше понять, как на протяжении веков менялись отношения пола и власти.
Барбара Энгель - почетный профессор Университета Колорадо, автор книг Mothers and Daughters: Women of the Intelligentsia in Nineteenth-Century Russia (1983) и Between the Fields and the City: Women, Work, and Family in Russia, 1861-1914 (1993).

Заказать книги с доставкой: shop@falanster.ru


2024, 2023, феминизм, гендер, #metoo, новинка

Previous post Next post
Up