Я уже, кажется, говорила, что последние полтора-два года мне кажутся временем цветения столетника. Словно боясь не успеть, различные издательства, от маленьких нишевых до гигантов-магнатов книжной интустрии переводят и выпускают в свет как классические феминистские работы, так и новинки гендерной теории, которые оказываются востребованы у самой широкой публики. Вот и эссе Линды Нохлин [Linda Nochlin] «Почему не было великих художниц?» [Why Have There Been No Great Women Artists?], дожидавшееся с 1971 года, обрело наконец бумажную плоть на русском языке. Издательство Ad marginem заботливо дополнило небольшую статью авторской ревизией, написанной в 2006 году. Предисловие написала Кэтрин Грант, специалистка по истории современного искусства.
О самой Линде Нохлин лучше всех написала она сама: в 1969 году в моей жизни произошло три главных события: я родила дочь, я стала феминисткой, и я организовала первый курс по специальности «Женщины и искусство» в колледже Вассар. Вассар был её альма-матер. Выходица из нью-йоркской еврейской семьи, после прогрессивной этико-культурной школы, вполне естественно, что будет поступать в Вассар. Шестидесятые, времена студенческих бунтов, движения за свободу афроамериканцев, феминизма второй волны и пацифистского движения против войны во Вьетнаме, сформировали её как личность и как учёную.
В популярной в своё время в Америке и Англии книге домашних советов миссис Эллис «Семейный советчик и домашний наставник» (The Family Monitor and Domestic Guide), опубликованной в первой половине XIX в., автор предостерегала женщин от соблазна чрезмерно преуспеть в любом занятии. Не нужно думать, что она станет защищать любое интеллектуальное совершенство как необходимое женщине, тем более если оно связано с какой-либо конкретной ученой или художественной областью. «Я хочу в чем-то достичь совершенства» - часто встречающееся и похвальное стремление; но откуда оно возникает и к чему ведет? Умение более-менее неплохо справляться с множеством задач для женщины несравненно более ценно, чем способность к совершенству в чем-то одном. С первым она может считать себя повсеместно полезной; со второй она будет звездой на час. Способная и более-менее умелая во всем, она встретит любую жизненную ситуацию с достоинством и без проблем; посвятив все свое время совершенствованию в чем-то одном, она не сумеет справиться ни с чем другим.
Поскольку ум, учение и знание наставляют женщину на путь морального совершенства, то они желательны, но не более. Всего, что может отвлечь ее от добродетели, всего, что может погрузить ее в суету и лесть, всего, что отвлекает ее мысли от других и переводит их на нее самое, следует избегать как вредоносного зла, каким бы блестящим и привлекательным оно само по себе ни казалось.
Чтобы не расхохотаться, обратимся к более свежим образцам той же риторики, которою полна «Женская тайна» (Feminine Mystique) Бетти Фридан или страницы современных популярных женских журналов.
Советы их - знакомая песня: при помощи фрейдизма и кратких выдержек из социологических теорий цельной личности они учат, как нужно готовиться к главному делу жизни женщины - замужеству и как неженственно увлекаться работой, а не сексом, это остается главным пунктом и краеугольным камнем Женской Тайны. Такая позиция помогает охранять мужчин от нежелательной конкуренции в их «серьёзных» профессиях и страхует их от поддерживающей «цельность личности» помощи по дому, так что они получают и секс, и семью, и плюс еще самовыражение в профессиональной деятельности - всё сразу.
О Линде Нохлин в сообществе:
https://fem-books.livejournal.com/2076534.html«Почему не было великих художниц?»:
http://contemporary-artists.ru/Why_Have_There_Been_No_Great_Women_Artists.html