Александра Смирнова-Россет "Записки", изд. Захаров 2003

Nov 19, 2023 01:28

Издательство Захаров, 2003.
Нашла эту книжку на своей полке с мемуарами...и обалдела.
Обычно во всех мемуарах о Пушкине пишут, что его разговор был во сто раз интереснее того, что он публиковал, и как же жаль, что не нашлось на него своего Эккермана, и как же жаль что мы, идиоты, не записывали его разговоры.
А вот, пожалуйста, - десятки страниц записанных разговоров о литературе, культуре, истории, политике - а я это вижу в первый раз, хотя про Пушкина я читала много!!! Из воспоминаний Россет я читала только какие-то отрывки о встречах с Пушкиным в Царском Селе...и почему-то какие-то разговоры о блинах. А оказалось, она в форме диалогов записывала беседы Пушкина, Жуковского, Гоголя. Иногда по памяти, иногда тут же на вечере.
Кроме разговоров с писателями в книге есть разговоры с августейшими особами и прочие "мелочи придворной жизни", исторические анекдоты, портреты современников, описания балов и маскарадных костюмов.

Раз Государь увидал в отдаленной аллее царскосельского парка, за павильоном, часового и спросил его: «Что ты здесь делаешь?». Солдат отвечал: «Я на часах при померанце». - «Какой померанец? Где он?». - «Ваше Величество, померанца нет, я его не видал».
Государь был так заинтригован, что спросил кн. Петра Волконского, министра двора, бывшего начальником генерального штаба при его брате, зачем поставили часового около померанца? Волконский не сумел ничего сказать.
Навели справки, и, наконец, очень пожилой лакей, еще времен Императрицы Екатерины, разъяснил эту тайну. Вокруг павильона были поставлены в ящиках померанцевые деревья; они стали цвести, и появился один померанец. Желая знать, созреет ли он, Императрица Екатерина приказала оберегать дерево и поставить его в стороне за павильоном, у озера. На следующий год дерево унесли, а часовой остался. Государь обошел парк и сократил и других настолько же полезных часовых. В дворцовых кладовых на даче было найдено большое количество невскрытых ящиков. В них оказались художественные предметы, фарфор, и про них совершенно забыли.

Александра Осиповна Смирнова (урожденная Россет, 1809-1882) - одна из выдающихся женщин петербургского светского общества, фрейлина императриц, жена дипломата, отличалась редкой красотой, умом, образованностью и независимостью суждений. Она была в тесных дружеских отношениях со всеми знаменитыми людьми своей эпохи, ее общества добивались Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Вяземский, Хомяков, Гоголь, Глинка...
Кроме «Автобиографии» и небольшого «Баденского романа» она оставила после себя многочисленные записи, требовавшие большой работы для подготовки к печати, - что и было сделано ее жившей в Париже дочерью Ольгой.

«Записки» публиковались в 1894 году в журнале «Северный вестник», а в 1895-97 годах вышли значительно дополненным двухтомным изданием и с тех пор целиком ни разу не печатались.
В настоящем издании 2003 года текст печатается без сокращений по двухтомному книжному изданию, опубликованному редакцией журнала «Северный Вестник» в Петербурге в 1895 году.

Итак, почему же мы не прочитали этого раньше?
Судите сами о суровости приговора советской власти: «Издавая "Записки" матери, дочь поставила цель изобразить Александру Осиповну аристократкой, преувеличить... близость ее ко двору... выразить свои ультрамонархические взгляды. С этой целью она в значительной степени исказила воспоминания Смирновой... Поэтому изданные ею мемуары... признаны недостоверным материалом и в биографических работах не используется».

Здорово, да? Мол, одна двадцатилетняя девчонка что-то наврала о встречах с гениями, другая тетенька, ее дочка, все преувеличила и приврала еще больше. Это же бабы, да еще и аристократки в вихре светской жизни - источники в высшей степени ненадежные. Уверена, что если бы разговоры Пушкина записал почтенный ученый муж - лысый, в очках, с университетским бекграундом - никто бы ни мгновения не сомневался в достоверности записей. Но, скорее всего, такой ученый муж ничего бы не записывал, а старался блеснуть своими очень важными мыслями.

Ну и конечно, Пушкин, который общается с монархом и рассуждает о христианстве, не устраивал советское литературоведение.

Если любите Пушкина, и хотите почитать что-то неизвестное - очень рекомендую Записки Смирновой-Россет. Только надо обязательно это издание - Захаров, 2003. Похоже, больше Записки не переиздавались. Опять ушли под воду и не вошли в культурный обиход...придется ждать еще один век?

Частично можно почитать здесь: https://books.google.ru/books?id=8NAnDwAAQBAJ&hl=ru

Почему Записки были объявлены подложными: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2005/6/podlinny-po-vnutrennim-osnovaniyam.html


мемуаристика, Россия, литературоведение, 19 век

Previous post Next post
Up