Нина А. "Дневник гимназистки"

Nov 14, 2023 16:57

Загадочная книга.
Продается как книга авторства некоего Виктора Бердинских, под заглавием "Тайны русской души. Дневник гимназистки". Но "автор" никакого отношения к содержанию не имеет, а это дневник Нины А., вятской гимназистки, позднее петроградской курсистки.
Я уж подумала, что это его художественные фантазии. Но нет, уж больно много местных вятских реалий и людей, подробные примечания. При этом фамилия мемуаристки не раскрывается. Судя по очень глупому и напыщенному предисловию с неумеренными восхвалениями, это его прабабушка или прапрабабушка.
Сам дневник...ну такое. Банальный, наивный, милый.
Подруги в гимназии, ссоры, увлечения, уроки, учителя, впечатления от музыки и спектаклей.
А после революции - расстрелы, погромы, "спиртовое озеро" (из-за аварии какое-то жуткое количество спирта вылилось на лед, и весь город ринулся туда с ведрами).
Мемуаристка ничем оригинальным не отличается. Впрочем, судя по безграмотным дополнениям в скобках, "автор", возможно, отредактировал дневник по своему вкусу и вычеркнул самое интересное (в сообществе уже писали, что из Дневника Башкирцевой убрали гадания, наряды, отношения с подругами, поездки на балы)

Меня лично поразили две вещи.
1) На первой неделе Великого поста Нина забредает в церковь, и никак не может понять, что это там такое поют и читают. Гимназистка из добропорядочной семьи в эпоху всеобщих скреп и духовности ничего не знает про Канон Андрея Критского!
2) Местные вятские реалии из примечаний, о которых слышу в первый раз. Невольно думаешь, сколько же такого интересного и неизвестного было в каждом регионе России. Например:

«Вятская свистунья» («Свистопляска») - самобытный Вятский народный праздник. Первые документированные упоминания и описания относятся к началу XIX века. Согласно легенде, праздник отмечался как день поминовения погибших в братоубийственном «Хлыновском побоище» (1418 год - между вятчанами и устюжанами) и по языческим обычаям сопровождался свистом и плясками (первоначально «Свистунья» называлась «Свистопляска»). Изначально праздновалась в четвертую субботу после Пасхи. Начинался праздник в часовне у Раздерихинского оврага - с «Панихиды» («Поминовения убиенных»). Затем разворачивалось буйное веселье, которое распространялось и в окрестные городские кварталы: люди шумели, горланили песни, «играли в свистульки», устраивали кулачные бои, завязывали потасовки, угощались разными лакомствами и напитками, в том числе - хмельными. Тут же устраивалась ярмарка: ставились торговые балаганы, а мастера из Дымковской слободы заранее изготавливали полые глиняные шарики - «шарыши», «дымковские игрушки» («барыни», «кавалеры», звери, птицы и т. п.), а также - дешевые свистульки. Постепенно старинный праздник видоизменялся (прекратились кулачные бои, перестали «скатывать шары по оврагу» и т. д.). Бóльшее значение приобрела ярмарка, забылся древний ритуальный смысл праздника. Продажа свистулек, глиняных, а затем и гипсовых игрушек-статуэток всё расширялась, и дети, забавляясь, свистели в течение двух или трех праздничных дней. В 1882 году в газете «Вятские губернские ведомости» для обозначения праздника уже использовалось - как само собой разумеющееся - новое название «Свистунья». Последняя традиционная «Свистунья» состоялась на рубеже 1920-х годов. С 1979 года элементы праздника (ярмарка, массовые гуляния) возрождены - ко Дню города Кирова (12 июня). От названия праздника происходит одно из прозвищ вятчан - «свистоплясы».

Мария Убиенная - местночтимая православная святая (юг Кировской области). Общецерковно не прославлена, жила в начале XVII века. По легенде - в православие перешла из язычников-«черемисов» (марийцев). Была убита свекровью-язычницей. Сразу же после гибели убиенная стала «являться» многим христианам во сне и просить о себе молитв и поминовения. На ее могиле стали служить панихиды, позже построили часовню. Со временем установилась традиция крестным ходом ходить к этой часовне - с Чудотворной иконой «Смоленской Божией Матери». В дореволюционные годы в крестных ходах участвовали многие тысячи паломников. В советское время часовню снесли.

Читать здесь: https://flibusta.club/b/426165/read#t1


школа, мемуаристика, взросление, документалистика, дневник, 20 век, Россия, бытописание

Previous post Next post
Up