Ирина Сироткина "Свободный танец в России: История и философия"

Sep 23, 2023 00:54

Не знала даже, что свободный танец был настолько распространен в начале 20 века! На слуху обычно Дункан, но были и Далькроз с ритмикой, и Штейнер с эвритмией.
И всё это Серебряный век, мечты о воспитании и преображении человечества...

Главным, чего ожидали от Айседоры и что она сама любила танцевать, был «экстаз». Слово это - синоним восторга, наслаждения, самозабвенной радости и любовной страсти - в наше скептическое время звучит претенциозно; тогда же оно было расхожим, повсеместно употребительным. Авторы Серебряного века считали экстаз состоянием и психологическим, и мистическим, трансцендентным - «экстазис» как «выход из себя», отказ от «я» и слияние с надличным.

Авторка рассказывает о том, как эти свободные, пластические танцы попали в Россию и быстро захватили все образованное общество. О том, какую роль они играли в освобождении женщин. Очень подробно о танцах Дункан, о том, какое впечатление они производили на современников. О том, что разнообразные студии свободного танца стали расти, как грибы после дождя (одну из них даже вела сестра Цветаевой!), появились и талантливые русские исполнительницы, и педагоги.

...И о том, как все это насильственно закрывали и уничтожали в конце двадцатых. Даже не помог крик руководительницы одной из студий: "Девочки лежат на полу и дышат пылью, они тоже строят социализм, как шахтеры, дышащие угольной пылью в забое!"

В книге много интереснейшей информации, но мне не хватило структуры и выводов, осталось и много непроясненных вопросов.


танцы, творчество, 20 век, театр, Россия

Previous post Next post
Up