В трилогии Лизелотты Вельскопф-Генрих много рассказывается о семейном устройстве лакота. В военизированном социуме распространённым явлением было вдовство: мужчины гибли в сражениях, на поединках или на охоте, а женщины, обременённые малыми детьми и престарелыми родителями, оставались без поддержки мужа. Чтобы многочисленные вдовы не обременяли общину, их подселяли к вдовцам или каким-нибудь застарелым упорным холостякам. Пришельца, желавшего стать членом племени, точно так же размещали в доме одинокой женщины и предоставляли все супружеские права. Желания сторон в расчёт не принимались. Новоявленные супруги или братья могли ненавидеть друг друга до глубины души или вообще не испытывать потребности в семейных узах. Но слово общины являлось законом. Отец Чапы-Курчавого, беглый раб, таким образом вступил в брак с многодетной вдовой, у которой к тому же на руках была психически больная, агрессивная (одержимая злым духом) пожилая мать. Мягко говоря, невдохновляющий союз был условием принятия беглеца в род, а следовательно, и выживания.
В последнее время часто приходится сталкиваться с убеждением, что семейный уклад - священный уклад, сохраняющийся в неизменности тысячелетиями, буквально с небес сошедший. Если, разумеется, это правильная семья, настоящая, а не какая-нибудь сомнительная. Но многие ли люди, отстаивающие такую точку зрения, готовы на брак по-лакотски? Или, например,
по-библейски? Мир меняется, и с ним меняется и супружество. В книге Светланы Кольчик «Новая семья: гостевой брак, лоскутная семья и другие форматы отношений в современном мире» рассмотрены новые варианты семейного устройства. И мы с удивлением обнаружим, что в ряде случаев они - хорошо забытые старые.
В главе 1 речь пойдет об издержках и бонусах гостевых браков - такой тип союзов во многих развитых странах выбирает уже каждая десятая пара. В главе 2 - о самодостаточных обитателях мегаполисов, которым вроде как никто не нужен (ну, или почти не нужен). Глава 3 повествует о феномене «хорошего развода» и новом типе лоскутной семьи, чрезвычайно популярном в скандинавских странах. В главе 4 поговорим о таком явлении, как осознанный выбор жизни без детей. В главе 5 я рассказываю о подводных камнях и радостях открытых браков и полиамории. В главе 6 - о «новых мужчинах», которые надолго уходят в декрет и с радостью берут на себя обязанности, испокон веков выполнявшиеся женщинами. И наконец, в главе 7 вас ждет рассказ о довольно необычных (или они только пока кажутся таковыми?) форматах отношений: бостонских браках, платоническом сородительстве и тандемных семьях.
Книга уже выложена на Литрес, и она там настоящий бестселлер. Это показывает, насколько востребованы и интересны широкой публике отношения за пределами стандартного представления о нуклеарной семье. Но вот я уже дочитываю и понимаю, что в моём детстве, в бывшем военном городке с колодцами и баньками по-чёрному, можно было наблюдать и «хорошие разводы», и бостонский брак, и открытые варианты семейного устройства, и даже тандемную семью. У нас по соседству снимали квартиру две молодые женщины, которые ранее жили незарегистрированными браками со студентами из некоторого ближневосточного государства, и у каждой в таком партнёрстве родилось по ребёнку. Если бы родились сыновья, отцы согласились бы на регистрацию брака в ЗАГСе, но поскольку оба ребёнка были девочки, партнёрства распались. Студенты закончили учёбу, возвратились на родину одни. А их бывшие подруги сняли совместно жильё и растили дочерей, практически ровесниц, вместе. Бабушке всё не удавалось убедить меня, что у Эли и Кати (имена на всякий пожарный я изменила) не две мамы одновременно, а у одной одна мама, а у другой другая.
- А почему, раз они не сёстры, то живут в одной квартире?
- Горе с этой девочкой! Почему да почему? Такие вопросы задаёт, что не знаешь, как ответить...
После рождения двух сыновей в жизни Джеммы и Юрия ничего не поменялось: семья по-прежнему живет на два дома. Отпуска они проводят вместе. Выходные - тоже. По понедельникам и четвергам мальчики ночуют у мамы, по вторникам и средам - у папы. Логистика продумана до мелочей: родители живут в двадцати минутах езды друг от друга на велосипеде (главном транспорте голландцев). Примерно на таком же расстоянии находятся школа и детский сад.
«Детям нужна структура, - деловито поясняет Джемма. - Для наших ребят жизнь на два дома - норма, они другой не знают». Юрий, подхватывая тему, приводит в пример недавний эпизод. Один из друзей их старшего сына повздорил с папой и не хотел идти домой. «А почему ты не можешь пойти в свой второй дом, где живет мама?» - удивился ребенок. Их сыну было сложно представить себе, что у его друга дом только один.
И такое бывало. А где мама? На даче! А где папа? На заработках! С. Кольчик сама пишет, что в ряде российских семей супруги по 5-6 месяцев в году друг друга не видят. Женщина лет пятидесяти хлопочет в огороде, кормит поросят, колет дрова. А где твой-то, что ж он не поможет? Мой-то? Мой на лето в салаш уходит и живёт до холодов в салаше. Рыбачит, собирает ягоды, торгует ими, а осенью возвращается под крышу. Холод выгнал сохатого из леса, как говорится. И это абсолютно в порядке вещей. Дети выросли. Разговаривать особенно не о чем. Вот такая гостевая семья по-деревенски.
Гостевые браки:
https://knizhnik.org/svetlana-kolchik/novaja-semja-gostevoj-brak-loskutnaja-semja-i-drugie-formaty-otnoshenij-v-sovremennom-mire/1Бонусные дети:
https://www.medialoft.eu/dve-mamy-dva-papy-i-mnozhestvo-bonusnyh-bratev-i-sester-svetlana-kolchik-o-evropeyskih-loskutnyh-semyah/l2017c3Мегаполис одиночек:
https://thecity.m24.ru/articles/9145В отпуске по уходу за ребёнком отец:
https://godliteratury.ru/articles/2023/07/09/sovremennaia-semia-kakaia-ona