Елена Арманд "О Господи, о Боже мой! (Педагогическая трагедия)"

Jul 17, 2023 17:52

Книга написана Еленой Арманд (1935-2015), замечательной женщиной, мечтательницей и революционеркой (нет, эта не та Арманд, про которую вы подумали!) Хотя...кто-то называл ее сумашедшей сектанткой, но это участь всех неординарных людей.
Закончила геофак МГУ, с работы была уволена за диссидентскую деятельность, зарабатывала на жизнь преподаванием "гимнастики Алексеевой", воспитывала сына и дочь. Когда они выросли, в 1988 году Елена внезапно продаёт московскую квартиру и с ученицей Машей уезжает в тверскую деревню Хотилицы, работать воспитательницами в интернате для умственно отсталых детей.
Хотя всё это было не так уж внезапно. Бабушка Елены, Лидия Арманд, организовала в 1920е годы коммуну для сирот.
Напоминаю, это конец 80х! Когда не было вообще ни понятий о реабилитации ментальных инвалидов, ни волонтерства, ничего, что кажется нам само собой разумеющимся.
Очень скоро обеих увольняют, т.к. в систему советской психиатрии такие воспитательницы не вписываются. И вот в соседней заброшенной деревне Монино Елена и Маша создают центр реабилитации "Любутка".
Надо обустраиваться в деревне, где нет ничего (это эпоха Перестройки и глухая провинция), принимать инвалидов, сирот из детских домов, ментальных инвалидов, социализировать, прививать навыки, устраивать праздники, приучать к красоте, находить средства, сражаться с государством...всё это описано очень ярко и драматично.
Елена мечтала построить рай на земле, огромную коммуну в месте с прекрасной природой, где все будут жить дружно, лечить раны ближних, работать на земле, кормиться плодами рук своих, заниматься искусствами, построят несколько поселков, сеть детских домов нового типа, храмы, школы, театры, а между ними проложат узкоколейку.
Увы, всё это оказалось утопией. Особенно самообеспечение на основе сельского хозяйства в Нечерноземье. К тому же ученики и дети выросли, стали обзаводиться семьями и строить свои дома, а идеи построения коммуны их уже интересовали мало. Елена сочла это предательством. Потом она вернется в Москву, усыновит мальчика Гришу и напишет о нем еще одну книгу.
Я в юности один раз ездила в Монино (в молодежный палаточный лагерь), несколько раз говорила с "тётей Аленой", как все ее называли. Поездка запомнилась на всю жизнь...
Глушь невероятная, добиралась с большим трудом. Прекрасная природа: холмы, дали, озера, сплошь заросшие белыми лилиями. Монино, со страшными заброшенными избами и единственным новым добротным домом общины. Дети-сироты, инвалиды, люди с особенностями, с которыми я раньше никогда не сталкивалась, гуляющие "на свободе" и прекрасно себя чувствующие. Общий дух порядка и хозяйственности, аккуратность во всем. Службы "Церкви Христа". Немецкая молодежь, волонтерящая там каждое лето. По вечерам песни и игры с фольклорным ансамблем. Все было прекрасно! Но "тётя Алена" была растеряна...казалось, она хотела совсем не того.

Почитать можно здесь: https://www.rulit.me/books/o-gospodi-o-bozhe-moj-pedagogicheskaya-tragediya-read-647364-1.html



мемуаристика, русский язык, автобиография, повесть, non-fiction, подростки, инвалидность, женская дружба, 20 век, детство, Россия

Previous post Next post
Up