Илья Виницкий. Какую "смешную книжку" читала Оля Мещерская?

Jun 07, 2023 18:09

В 1848 году в типографии Карла Края в Санкт-Петербурге вышла книга скрывшегося под криптонимом «В.Л.» автора «Картина красот и достоинств женщины, в нравственном и физическом отношении» (148 страниц). Автором ее был, согласно указанию И.Ф. Масанова, литератор Виктор Лебедев. Продавалась она по цене 50 копеек за экземпляр.
Автор этого сочинения исходит из того, что «нравственныя достоинства женщины» находятся «все при ней и в ней, а наружная красота на ней, и одно другому соответствует». В книге он подробно обсуждает выделенные «натуралистами-наблюдателями» «в европейской женщине» 24 красоты.
«Три красоты белыя: кожа, зубы и руки....
Три красоты черныя: глаза, брови и ресницы. Черные глаза, кипящие смолою и опушенные черными ресницами, над которыми проведена черной тонкою дугою бровь - составляют наибольшую прелесть женщины.
Три красоты розовыя: губы, щеки и ноти. Розовыя губы, при нежно-играющем на щеках румянце, также принадлежат к высоким достоинствам женщины, красноречиво говоря о здоровье; на белых же пальчиках бледно розовые прозрачные ногти - есть также принадлежность красавиц.
Три красоты длинныя: стан, волосы и руки. Длинный, гибкий, извивающийся стан; длинные блестящие волосы и длиннее обыкновенных руки - есть не последния достоинства прекраснаго пола.
Три красоты короткия: зубы, уши и ноги. <…> маленькая, стройная ножка есть верх прелести в женщине. Какой мужчина не восхищается и не прельщается грациозной ножкой, с узкой пяткой?
Три красоты широкия: грудь, лоб и между-бровями. Роскошная, высокая и широкая грудь у женщины есть изящнейшая красота; открытое, возвышенное чело и пропорциональная ширина между бровями - придают красавице величественный вид.
Три красоты узкия: рот, поясница и плесна. Рот умеренно-узкий, равномерно тонкая талия и плесна - в женщине обворожительны.
Три красоты толстыя: икры, плеча и бедра. Полная, правильно-округленная икра, высокия, так-сказать, пушистыя плечи, при хорошем образовании мягких форм - есть немаловажныя достоинства женщины»
«Но недостаточно того, чтобы женщина владела всеми этими 24 красотами, - пишет рецензент “Современника”, - и длинными, и короткими, и розовыми, и черными, и широкими, и узкими, и толстыми, - недостаточно, чтобы она имела, по прекрасному выражению нашего веселого сочинителя, черные глаза, кипящие смолою и опушенные черными ресницами, тонкую плесну, толстыя икры и бедра, и высокия, так сказать, пушистыя плечи, при хорошем образовании мягких форм, - нет! всего этого недостаточно» Ей еще необходима особая грация, выражающая в умении «погрозить грациозным своим пальчиком, картинно стоять, сидеть, правильно и величаво ходить, охраняя в поступи некоторую гордость». «Дурная походка, - цитирует рецензент сочинителя книги, - теряет в красавице 80 процентов». Такая «походка должна быть не частая, не медленная, а ровная, плавная и несколько тихая», причем «при ходьбе немного переваливать стан».
Наконец, по мнению сочинителя, «самый лучший период женщины от 17-26-ти лет», ибо «молодая женщина, при совершенном здоровье, имеет приятное, легкое и свободное дыхание, серебристый, полный, громкий голос; а чувства все с 17 до 26-ти лет, так сказать, стоят на страже». Красивая наружность женщины уподобляется в книге Лебедева «красивому зданию, во внутренность которого всякий любопытствует заглянуть, в надежде найти и там изящество - и часто не ошибается». Как замечает рецензент, «автор, вероятно, очень часто заглядывает во внутренность этого красивого здания: это по всему видно. Он изучил светскую женщину в малейших подробностях».

https://znamlit.ru/publication.php?id=8277

объективация, стандарты красоты, русский язык, классика, литературоведение, 19 век

Previous post Next post
Up