Одри Лорд, или Тридцать лет и один день спустя

Nov 18, 2022 22:44

Разница между поэзией 
и риторикой 
в готовности 
убить себя 
вместо своих детей

На сегодняшний день в российском феминистском издательстве No Kidding Press на русском языке вышли две книги Одри Лорд, афроамериканской поэтессы, писательницы, публицистки: мемуары «Зами: как по-новому писать мое имя» [Zami: A New Spelling of My Name, 1982] и сборник эссе, речей, интервью «Сестра-отверженная» [Sister Outsider, 1984]. Так уж вышло, начала я с «Сестры-отверженной» и всё никак не могла вникнуть в ход авторской мысли. Настойчиво противопоставляя условно белое мужское рацио Чёрному женскому чувству, Лорд, складывается впечатление, возможностями этого самого рацио сильно разочарована. И немудрено: никакие учёные степени, профессиональные достижения и разумная аргументация от расизма нас не спасла, остаётся апеллировать к непосредственному чувству, основанному на общем опыте. Каком именно опыте? Опыте угнетения. В первую очередь Одри Лорд обращается к Сёстрам, т.е. к чернокожим женщинам, а не-сёстры находятся за пределами круга, который суровой авторской рукой обведён. Я не подразумеваю исключения. Скорее это как на чужой факультет на семинар затесаться. И вроде отвечаешь там что-то, а в ведомости тебя всё равно нет. «Сестра-отверженная» написана для тех, кто в ведомости. Ахматова в воспоминаниях рассказывала, как Александра Блока хоронил весь город. А туземцы у Смоленского спрашивали, кого это хоронят. Ахматова апеллировала к избранным, Одри Лорд к отверженным, но посыл-то одинаков: не для всех. Свидетельница удивительных и трагических событий, Лорд вспоминает, например, как услышала весть об убийстве М.Л. Кинга. Хор, певший на сцене, замолк, а Дюк Эллингтон горько заплакал. Читательница тронута представившейся мне картиной, но способна ли она понять значение происшедшего в полной мере?

Где-то на грани сознания живет то, что я называю мифической нормой, о которой каждая из нас в глубине души знает: это не я.

Характерно: вооружась непосредственным ощущением, Лорд с его помощью высвечивает многое, что прошло бы незамеченным для рационалиста, уклдывающегося в мифическую норму. Двухнедельная поездка в СССР: ну что можно понять за две недели, не зная языка, впервые оказавшись в нехнакомой стране? А между тем некоторые её суждения откликаются сильно и неожиданно. О подчёркнутой важности еды в Советском Союзе, например. Или вот такая сентенция: Народы Советского Союза во многом кажутся мне людьми, которые пока не могут позволить себе быть честными. Когда они смогут, то либо чудесно расцветут, либо погрязнут в разрухе.

Нэнси К. Береано, долголетняя редактриса и издательница Лорд, подытоживает: Тексты Одри Лорд - это импульс к обретению целостности. Наверное, здесь и источник несовпадения, я никогда не стремилась к целостности, я хочу дробиться, распадаться, растворяться. Всё же и «Сестра-отверженная», и особенно «Зами: как по-новому писать мое имя» дают понять, как привлекательна цельность. Медленно, постепенно вспоминает Одри Лорд становление своей личности и всем повлиявшим положительно отдаёт должную благодарность. Она не считает свою судьбу типичной, однородной с другими судьбами современниц-афроамериканок, современниц-лесбиянок, современниц-феминисток. Реперные точки общие: семейное насилие, уход из дому, аборт... Начало войны. Суицид подруги. Общие и не-общие:

* Я помню, как совсем маленькой ёжилась от одного особенного звука, хрипло-резкого грудного скрежета, потому что чаще всего это значило, что секунду спустя у меня на ботинке или пальто окажется гадкий шарик серой мокроты. Мать стирала ее маленькими кусочками газеты, которые всегда носила в сумке. Иногда она ворчала - вот, мол, люди низшего класса, ни ума, ни манер у них не хватает, чтобы не плевать против ветра, где бы они ни оказались, - и внушала мне, что унижение было лишь случайностью. Мне и в голову не приходило усомниться в её словах.
И лишь много лет спустя я однажды спросила её в разговоре: «Ты заметила, что люди стали как-то реже плевать против ветра?»

Со дня смерти Одри Лорд прошло тридцать лет и один день. А реперные точки всё те же.

Моя школа стояла через авеню от школы католической, куда ходили мои старшие сестры, и общеобразовательной их пугали всю мою жизнь. Если не станут слушаться и получать хорошие отметки за учебу и поведение, могут и «перевести». «Перевести» звучало почти так же страшно, как спустя десятки лет - «депортировать».

* «Куда бы птица без лап ни летела, она находила деревья без ветвей».

Война пришла в наш дом по радио воскресным вечером после церкви, между передачей «Оливио - мальчик, который поет йодль» и дуэтом сестер Мойлан. Это было воскресенье, Пёрл-Харбор.
- Японцы бомбили Пёрл-Харбор, - угрюмо объявил отец. Показав жилье потенциальному покупателю, он вернулся и направился прямиком к приемнику.
- Это где? - спросила Хелен. Она в этот момент пыталась втиснуть свою кошку Клео в платьице, которое только что сшила.
Вот, наверное, почему Оливио не передают, - разочарованно вздохнула Филлис. - Так и думала, что что-то не так, он всегда в это время идет.

* Через две недели после нашего переезда хозяин повесился в подвале. В «Дейли Ньюз» написали, что к самоубийству привело отчаяние из-за того, что ему всё-таки пришлось сдать жильё Неграм.
- Мамочка, ну нечестно же. Вот я и плакала, - сказала я, выкладывая на стол покупки из коричневых пакетов. Признать, что я задета, значило снова дать повод для обвинений в уязвимости. - Мне-то сами выборы не очень важны, а именно что несправедливость эта.
- Справедливость, справедливость, а что вообще, по-твоему, справедливо? Если хочешь справедливости, глянь богу в лицо, - мать деловито сбрасывала в мусорное ведро луковую шелуху. Она остановилась, повернулась и ухватила мое распухшее от слез лицо под подбородком. Глаза ее, столь резкие и яростные прежде, стали усталыми и грустными.
- Малышка, почему ты так мучаешься из-за того, что справедливо, а что несправедливо? Делай, что с тебя причитается, а остальное само собой разрешится, - она откинула прядь со лба, и я почувствовала, как злость уходит из кончиков ее пальцев. - Смотри, что с волосами стало, пока ты валялась с глупостями. Иди умойся и руки вымой, а потом приходи, будем рыбу готовить.

В перерывах между порками я отсиживалась в библиотеке на 135-й улице и подделывала записки от матери, чтобы мне выдали книжки с «закрытой полки», читала о сексе и рождении детей и всё ждала, когда забеременею. В этих книгах связь между месячными и возможностью иметь детей была не особо очевидна, а вот связь между пенисами и беременностью вырисовывалась очень четко. А может, я сама всё напутала, потому что всегда читала очень быстро, но не слишком внимательно.

* Дома мать говорила: «При посторонних не забывайте оставаться сестрами». Она имела в виду белых людей, например, пропахшую чистящим средством женщину, что пыталась заставить меня уступить ей место в четвертом автобусе. В школе Святой Катерины, говоря «При посторонних оставайтесь сестрами», имели в виду некатоликов. В старшей школе девочки, говоря «При посторонних оставайтесь сестрами», имели в виду мужчин. Мои подруги, говоря «При посторонних оставайтесь сестрами», имели в виду цивилов.

* Вспоминать эти времена - всё равно, что рассматривать фотографии, на которых я в концлагере выбирала бы съедобные обрезки из мусорной кучи, зная, что без этих помоев умру от голода.

* Дженни говорила о самоубийстве как о неотвратимом, уже принятом решении, будто никаких связанных с ним вопросов уже не оставалось и мне нужно было просто принять его неизбежность, точно наступление зимы. Но что-то во мне постоянно вопило «нет, нет, нет», и однажды, когда мы возвращались из Вашингтон-сквер- парка, я спросила: «Дженни, а как же мы, все те, кто тебя любит?» Дженни привычно высокомерно тряхнула длинными косами, нахмурила густые брови над большими темными глазами и произнесла своим самым повелительным тоном: «Ну, видимо, вам самим придется о себе позаботиться, так?»

* Выбор между видами боли - в этом и заключается жизнь.

* Позднее Джинджер призналась, что из-за моих постоянных вопросов, почему она должна готовить мальчикам еду в школу, Кора однажды решила: «Она точно лесба!»

* Парадоксально, но, приняв свою позицию как обособленную и от общества в целом, и от отдельных сообществ - Черного или гомосексуального, - я поняла, что не надо было так стараться. Быть принятой. Выглядеть фэм. Быть гетеросексуальной. Выглядеть гетеросексуальной. Быть приличной. Выглядеть «хорошо». Нравиться. Быть любимой. Быть одобряемой. Чего я не понимала - так это того, скольких трудов мне стоило оставаться живой, или, точнее, оставаться человеком. И насколько от этого я стала сильной.

* …когда сёстры тебя стыдятся и считают сумасшедшей, когда братья хотят тебя вскрыть и посмотреть, что там внутри, когда белые девушки смотрят на тебя как на экзотическое лакомство, которое только что выползло сквозь стену прямиком в тарелку (и как же они любят после уроков в колледже отирать своими юбчонками край твоего стола в редакции литературного журнала), когда белые парни говорят лишь о деньгах или революции, но у них никогда не стоит, - то тут уж совсем не важно, носишь ли ты афро задолго до того, как это название придумают.

* В то же самое время мы с Мюриэл собирали книжные полки, устраивали сеансы совместного письма и завели двух худосочных Чёрных котят, Сумасшедшую Леди и Страшилу Лу.

* Чтобы выразить чувства, я рассказывала стихотворения. Когда заученные стихи перестали отвечать моим потребностям, я начала писать свои.

* Вопреки идеальной картинке, созданной фальшивой ностальгией, в пятидесятые белая гетеросексуальная америка взяла передышку под девизом «давайте притворимся счастливыми в этом лучшем из возможных миров - и к чертям собачьим бомбить коммуняк, если они только посмеют считать иначе». Казнили супругов Розенберг, изобрели транзистор, стандартным решением для неустранимых девиаций стали считать фронтальную лоботомию.



гендер, 2021, 21 век, классика феминизма, мемуаристика, расизм, США, эссе, феминизм, 2022, гендерная дискриминация, 20 век, Америка, новинка

Previous post Next post
Up