Умерла Барбара Эренрайх

Sep 06, 2022 23:48

Осень -- время некрологов. Первого сентября на восемьдесят втором году жизни умерла Барбара Эренрайх [Barbara Ehrenreich], журналистка, писательница и политическая деятельница. Она родилась в штате Монтана, в Бьютте, шахтёрском городе синих воротничков. В раннем детстве была свято убеждена, что все мужчины моложе сорока лет занимаются опасным для жизни трудом и у них отсутствует по крайней мере один палец на руке. Такое гендерное отличие. Родители Барбары, Изабелла Оксли и Бен Александер, были очень незаурядные люди. Отец, профессиональный шахтёр, уже взрослым человеком получил высшее образование и научную степень в области металлургии. Мать, будучи домохозяйкой, вела активную общественную работу, завещала дочери две вещи: никогда не становиться штрейкбрехером и никогда не голосовать за республиканцев. Из интервью:

... а потом я пошла в школу и узнала, что мои родители -- злые, дурные люди, часть той самой Красной угрозы, о которой нам каждую неделю читали: потому что мама демократка и обсуждает вслух расовые проблемы.

Семейная жизнь Александеров не была образцовой. И папа, и мама Барбары страдали запоями, во время которых вели себя буйно, ссорились, даже дрались. Последовал развод, но протрезвлению какой-либо стороны он не способствовал. Эренрайх считала смерть своей матери самоубийством -- якобы она спровоцировала инфаркт с помощью таблеток. Сама журналистка вела трезвую жизнь. В колледже она выбрала физику, потом перешла на химию, по химии защитилась, а докторскую диссертацию уже писала по иммунологии. Но продолжать научную карьеру не стала: на кафедре познакомилась с будущим мужем, Джоном Эренрайхом, который и увлёк её в социальную работу. Первая книга Эренрайх, «Долгий путь, краткий скачок» [Long March, Short Spring], посвящена студенческому антивоенному движению и написана в соавторстве с мужем. Тогда она работала в нью-йоркском Бюро Бюджета. А в 1970-ом в семье родилась дочь Роза, наречённая в честь Розы Люксембург, Розы Паркс и бабушки. Рожала Эренрайх в государственной нью-йоркской больнице. Как она рассказывала в интервью 1987 года, других белых женщин на отделении не было. Поздно вечером Барбаре вызвали родовую деятельность, но не по медицинским показаниям, а потому, что врач хотел пораньше уйти домой. Тяжёлый опыт, как пишет Эренрайх, сделал её феминисткой.

В соавторстве с Дейрдре Инглиш Эренрайх написала несколько интересных исследований о женском здоровье и подходах к его сохранению: «Ведьмы, повитухи и няньки» [Witches, Midwives, and Nurses], «Жалобы и расстройства: сексуальная политика болезни» [Complaints and Disorders: The Sexual Politics of Sickness], «Для её же блага: два века экспертных советов женщинам» [For Her Own Good: Two Centuries of the Experts' Advice to Women]. Удачно продав серию статей в журнал Ms., она решила начать писательскую карьеру.

Наиболее известной книгой Барбары Эренрайх стала Nickel and Dimed: On (Not) Getting By in America [приблизительный перевод: На медные деньги: как (не) свести концы с концами в Америке]. В ней почтенная учёная издагает социологически корректным языком свои перипетии на должностях официантки, горничной, уборщицы, сиделки и продавщицы в супермаркете. В общем, там, где зарабатываются медные деньги, меньше семи долларов в час. Завершалась книга однозначным выводом: всякая работа требует опыта и умения, а следовательно, должна оплачиваться, и не жалкими грошами, а так, чтобы на эту зарплату можно было не выжить, а прожить.

Меня, бывало, превозносили за смелость этого проекта, на что я могу лишь ответить: миллионы людей выполняют такую работу день за днём, всю жизнь -- почему вы их-то не замечаете?

Из последних произведений Эренрайх следует отметить автобиографию «Жизнь с неистовым богом» [Living with a Wild God], посвящённую духовному пути атеистки в четвёртом поколении (2014), «Естественные причины: эпидемия ЗОЖ, неизбежность смерти, и как мы убиваем себя, чтобы жить дольше» [Natural Causes: An Epidemic of Wellness, the Certainty of Dying, and Killing Ourselves to Live Longer] (2018) и сборник эссе «Если бы знать» [Had I Known] (2020). В своей недавно начатой работе Барбара Эренрайх собиралась подвергнуть новому осмыслению понятие нарциссизма.


рабочий класс, журналистка, 21 век, obit, США, английский язык, политика, 20 век, Америка, классика, социология, работа

Previous post Next post
Up