Яна Станиславовна (Янка) Дягилева (4 сентября 1966 года - предположительно 9 мая 1991 года)
Летом 1986 года Янка знакомится с Нюрычем (Анной Волковой-Владыкиной). Случилось это так. Была у Дягилевой подруга. Они учились в одном классе. Звали её Ольга Глушкова. Она училась в медицинском институте с Анной Волковой. Ольга познакомила Яну и Анну, потому что всех трёх объединяла любовь к музыке, и в частности к пению. Впоследствии Дягилева и Волкова стали достаточно близкими подругами, даже записали в соавторстве известную и мелодичную «Нюркину песню», объединяющую множество аутентичных фольклорных образов. К несчастью, Ольга Глушкова в середине 1990-х годов трагически погибнет, попав под машину.
В октябре 1986 года после шестилетней борьбы с раком груди умирает мама Яны. Семья знала о болезни, исход был ожидаем, однако можно понять, что горестное событие становится огромным ударом для Дягилевой. Она очень любила свою маму, поэтому трагическую потерю переживала долго и мучительно.
Подруги Янки пытаются отвлечь её от переживания горя и убеждают Дягилеву поехать и завоевать столицу. Янка следует совету и живёт в Москве два месяца, после чего возвращается спокойной, но в то же время амбициозной и заметно повеселевшей. Друзья вспоминают, насколько первая поездка укрепила характер поэта: она стала гораздо смелее и целеустремлённее, впитав силы и энергию для дальнейшей творческой деятельности. Анна «Нюрыч» Волкова-Владыкина утверждает, что Янка была одной из самых настойчивых личностей, которых она когда-либо встречала.
Есть мнение, что в этом же году Янка совершает попытку создания семьи с одним из новосибирских музыкантов - Димой «Дименцием» Митрохиным. Говорят, что он официально сделал предложение. Более того, они подали заявление и даже начали присматривать место для свадьбы. Как положено по традиции, за пару месяцев до дня регистрации Янка знакомится с родителями Дмитрия, но после просмотра семейных альбомов сообщает: «Вот это называется бытовуха, а для меня это путь на эшафот».
Из книги К.Ю. Пауэр «Янка Дягилева. Жизнь и творчество самой известной представительницы женского рок-андеграунда» [Бомбора, 2021]
Прямо с обложки книга предлагает задуматься, а существовало ли такое явление: советский женский рок-андерграунд?
Были талантливейшие вокалистки в абсолютно маскулинных по духу и сути коллективах: Жанна Агузарова в «Браво», например. Были поэтессы-певицы, влившиеся в рок-движение (ещё один спорный термин) из интереса к новому, а то и просто тусовки ради. Были, наконец, уникумы - есть ли феминитив от уникума? - вроде Олеси Троянской, о которой Умка споёт:
А как стали называть
Нашей русской Джанис,
А как стали издавать -
Тут и облажались.
Впрочем, часто эту песню соотносят как раз с Дягилевой: эх, красивые дела, гибель в день победы. Троянская родилась под самый праздник, 8 мая, умерла же летом, от онкологического заболевания. И тогда встаёт вопрос: а почему, собственно, облажались?
Современная русская рок-певица обычно вызывает скорее сочувственное уважение, нежели восхищение, восторг. Она, как правило, тяготеет к размыто-созерцательному славянскому фолк-року и носит асексуальные брюки, чтобы никто, не дай Бог, не заподозрил, что она, как иные поп-дивы, хочет подменить глотку голыми ногами (на диком Западе этим же синдромом страдает Сьюзан Вега). Кроме того, она обычно до смерти боится чем-то задеть своего мужа - если таковой имеется. Муж русской рок-певицы, как правило, бесталанен и болезненно самолюбив - несчастной женщине приходится ложиться вокруг него кругами, чтобы снять преступное ощущение собственного превосходства. - писал
Сергей Гурьев в 1997 году. Он считал гибель в день победы несомненным суицидом, метафизической причиной которому явился... распад Советского Союза. Были и другие версии. В краткой биографии, которую Кристина Пауэр предпосылает своему исследованию, встречаются неожиданные подробности. Проживая с отцом на даче, двадцатичетырёхлетняя Дягилева стеснялась в присутствии отца курить и убегала с сигаретами как можно дальше. Из одного такого путешествия она и не вернулась 9 мая...
И ещё: Сейчас многие рассуждают, какая была бы Янка без Егора. Несомненно, он дал ей многое. Но, возможно, что-то и отнял. В то время, в девяностые - не вспомню никого, кто так рассуждал. Преобладало мнение, что Дягилева - креатура Летова, он, мол, ведущий, она ведомая или даже пасомая, а вне контекста отношений с Летовым она никого бы не заинтересовала. Обычная девочка с гитарой, каких, без преувеличения, миллион. При этом женский рок-андерграунд в тексте явно присутствует. Это и круг подруг и приятельниц Дягилевой, и её поклонницы, и рок-мама Ирина Летяева, давшая путёвку в жизнь многим музыкантам. Именно ей и незадачливому жениху Дименцию посвящено стихотворение "Летяй играла в классики на небе", своего рода эпиталама, потому что они стали мужем и женой. Брак был объективно несчастный.
При этом Пауэр подчёркивает: совершенствуясь, Янка была вынуждена вливаться в чисто мужской круг, всё время отстаивать себя и доказывать, что она, по крайней мере, не хуже. Постоянная нервная напряжённость, страх не соответствовать... С определённого возраста она называла себя в мужском роде и, что характерно, К. Пауэр её ни разу в тексте не называет поэтессой. Только поэтом. То и дело упоминаются неженственность певицы, её полнота, неуклюжесть, некрасивость. Те, от кого что-либо зависело, оценивали - именно с такой позиции. Реализоваться представлялось возможным, но разве что в амплуа своего парня, всё равно труба пониже и дым пожиже. Ну, и спросите, насколько возможен в таких условиях женский андерграунд?
Отдельно захватывает стиховедческий анализ лирики Дягилевой. Это область специализации Кристины Пауэр, на эту тему она диссертацию защитила. Единственно, боюсь, что без высшего филологического образования не сумею должным образом оценить полёт мысли. А биография... биография заведомо неполна. Неполных двадцать пять лет, тридцать песен. О себе Янка Дягилева говорить не любила.
Предыдущие посты о Я. Дягилевой:
https://fem-books.livejournal.com/703793.htmlhttps://fem-books.livejournal.com/1323458.html