Apr 15, 2022 23:48
Вместе с тем в эпоху странных предрассудков и красноречивых умолчаний интересно, насколько жители Западной Германии хотели поговорить с Бруно Грёнингом. «Все они жаждут обсуждений», - писал доктор Фишер в Revue. Выражать такое желание было необычно для того времени и места. В Третьем рейхе сформировалась культура яростного стоицизма. Для нацистов существование как таковое было состязанием не на жизнь, а на смерть, моральное право на победу в котором имели лишь некоторые. Честь требовала, чтобы страдания переносились молча. Нацисты ценили дисциплину и эмоциональную сдержанность перед лицом боли, восхваляя невозмутимое принятие смерти и утрат как своеобразную добродетель - «благородное смирение» (stolzer Trauer). Партийные лидеры даже временами критиковали людей за уныние, казавшееся им особенно нездоровым и «негероическим» чувством. Видные доктора утверждали, что со страдающими и больными людьми не следует нянчиться - нет, они должны научиться терпеть боль и сохранять самообладание.
Во время войны лекарством от ужасных переживаний становились не разговоры, а тяжёлый, безропотный труд. Итак, тяжёлый труд - и молчание. Психологическое исследование 1944 г. с участием людей, связывающих свои симптомы болезни с переживаниями во время воздушных налетов военного времени, показывало, что разговор о чувствах может привести к депрессии. Иными словами, культура молчания была не только общим социальным императивом, возникшим из табу вокруг нацизма и войны, - она была рекомендацией авторитетных врачей.
Тем не менее люди хотели, чтобы Грёнинг узнал об их проблемах. Авторы тысяч писем, адресованных ему, предпочли не пребывать в молчании, как было указано, но вместо этого раскрыть перед ним свои чувства стыда, горя, вины, боли и ущербности - чувства, которые в противном случае хранились бы под семью печатями. Насколько Фишер стремился вскрыть напластования сложных в нравственном отношении и неутолённых человеческих страданий в послевоенной Германии, настолько цикл статей Revue был сам по себе криком души. Помимо того что Грёнинг делал с помощью таинственной энергии и шариков из фольги, многие тысячи страждущих, умолявших его о помощи, видели в нем человека, готового слушать. Он внушал доверие.
Возможно, лучше всего было то, что он не являлся врачом.
Из книги Моники Блэк «Земля, одержимая демонами».
война,
психология,
20 век,
нацизм,
Германия