Marija Gimbutas "Language of the Goddess: Unearthing the Hidden Symbols of Western Civilization"

Jan 03, 2022 19:10



Жанр этого исследования сама Гимбутас определяет как "археомифология - область, включающая археологию, сравнительную мифологию и фольклор". "Задача этой книги - представить изобразительный язык религии древнеевропейской Великой Богини, состоящий из знаков, символов и образов божеств."

Доиндоевропейская Богиня, согласно Гимбутас - не просто богиня плодородия или Великая Мать, хотя и это ее важные аспекты. Она олицетворяла не только природу, но и цивилизацию - Богиня покровительствовала ремеслам, и не только традиционно "женским", как прядение и ткачество, но, вероятно, и металлургии (кстати, вспомним Афину): изображения богини или ее атрибутов (например, грудей) находят на тиглях и слитках, также  в древних шахтах есть находки, связанные с культом Богини. Она даёт жизнь, она же и приносит смерть - не в наказание, а в рамках установленного порядка вещей: всё живое рождается, живёт, умирает и перерождается в новой форме, смерть - лишь часть этого бесконечного цикла. Изображения Богини и ее символику часто находят в погребениях; гробница или пещера воспринимаются как утроба Богини. Сама планировка неолитических гробниц часто напоминает фигуру Богини, а вход в них - вульву. Вот, например, Силбери-Хилл в Англии, один из крупнейших в мире искусственных курганов, в плане похож на изображение сидящей беременной Богини.



А вот открытие, до которого Гимбутас не дожила, но наверняка была бы в восторге - пещера Утроба в Болгарии. Щель в скале - естественного происхождения, но имеет следы дополнительной обработки с целью подчеркнуть её сходство с женскими гениталиями. Использовалась как фракийское святилище в  XI-X вв. до н.э.


В этой книге Мария Гимбутас, как обычно, концентрируется на неолите, но заглядывает и в более далекое прошлое, поскольку многие образы и символы восходят еще к палеолиту, а также прослеживает параллели вплоть до современности, ведь верования, связанные с этими древними культами, сохранились в фольклоре и народных традициях, особенно же там, где осталось доиндоевропейское население: например, в Ирландии и в Стране Басков. Не только древнегреческие Афина, Гера, Артемида, Геката и древнеримские Минерва и Диана сохранили некоторые черты древней Богини; к той же Великой Богине восходят ирландские Морриган и Бригит, балтийские Лайма и Рагана, славянские Баба-Яга, Параскева-Пятница и ее предшественница Мокошь, баскская Мари. Даже в христианском поклонении Деве Марии можно найти следы этой древней религии.

Один из этих многочисленных следов - изображения, которые называют "шила-на-гиг", распространенные в средние века в Западной Европе, а также в Чехии и Словакии. Часто встречаются на церквях (!), хотя не только. Особенно много их в Британии и Ирландии.



Эти изображения именно из церквей: 1) Килпек, Англия;2) Килтинан, Ирландия; 3) Лави, Ирландия; 4) Оукси, Англия

И для сравнения - скульптура из Лепенского Вира, Сербия, 5800-6000 г. до н.э. Она не единственная в своем роде, просто для примера...


Мария Гимбутас напоминает нам о том, что не всегда наш мир был патриархальным, а культура - андроцентричной. Были и другие времена. Это древнее наследие, частично ассимилированное, частично забытое, никогда не было утрачено полностью, чему она находит немало примеров.

О других книгах Марии Гимбутас:
"Богини и боги Древней Европы"
"Цивилизация Великой Богини. Мир Древней Европы"

религия, США, мир искусства, Литва, мифология, английский язык, впечатления от чтения, 20 век, Америка, история, история женскими глазами, археология, Европа, фольклор

Previous post Next post
Up