Жанр этого исследования сама Гимбутас определяет как "археомифология - область, включающая археологию, сравнительную мифологию и фольклор". "Задача этой книги - представить изобразительный язык религии древнеевропейской Великой Богини, состоящий из знаков, символов и образов божеств."
Доиндоевропейская Богиня, согласно Гимбутас - не просто богиня плодородия или Великая Мать, хотя и это ее важные аспекты. Она олицетворяла не только природу, но и цивилизацию - Богиня покровительствовала ремеслам, и не только традиционно "женским", как прядение и ткачество, но, вероятно, и металлургии (кстати, вспомним Афину): изображения богини или ее атрибутов (например, грудей) находят на тиглях и слитках, также в древних шахтах есть находки, связанные с культом Богини. Она даёт жизнь, она же и приносит смерть - не в наказание, а в рамках установленного порядка вещей: всё живое рождается, живёт, умирает и перерождается в новой форме, смерть - лишь часть этого бесконечного цикла. Изображения Богини и ее символику часто находят в погребениях; гробница или пещера воспринимаются как утроба Богини. Сама планировка неолитических гробниц часто напоминает фигуру Богини, а вход в них - вульву. Вот, например, Силбери-Хилл в Англии, один из крупнейших в мире искусственных курганов, в плане похож на изображение сидящей беременной Богини.
А вот открытие, до которого Гимбутас не дожила, но наверняка была бы в восторге - пещера Утроба в Болгарии. Щель в скале - естественного происхождения, но имеет следы дополнительной обработки с целью подчеркнуть её сходство с женскими гениталиями. Использовалась как фракийское святилище в XI-X вв. до н.э.
В этой книге Мария Гимбутас, как обычно, концентрируется на неолите, но заглядывает и в более далекое прошлое, поскольку многие образы и символы восходят еще к палеолиту, а также прослеживает параллели вплоть до современности, ведь верования, связанные с этими древними культами, сохранились в фольклоре и народных традициях, особенно же там, где осталось доиндоевропейское население: например, в Ирландии и в Стране Басков. Не только древнегреческие Афина, Гера, Артемида, Геката и древнеримские Минерва и Диана сохранили некоторые черты древней Богини; к той же Великой Богине восходят ирландские Морриган и Бригит, балтийские Лайма и Рагана, славянские Баба-Яга, Параскева-Пятница и ее предшественница Мокошь, баскская Мари. Даже в христианском поклонении Деве Марии можно найти следы этой древней религии.
Один из этих многочисленных следов - изображения, которые называют "шила-на-гиг", распространенные в средние века в Западной Европе, а также в Чехии и Словакии. Часто встречаются на церквях (!), хотя не только. Особенно много их в Британии и Ирландии.
Эти изображения именно из церквей: 1) Килпек, Англия;2) Килтинан, Ирландия; 3) Лави, Ирландия; 4) Оукси, Англия
И для сравнения - скульптура из Лепенского Вира, Сербия, 5800-6000 г. до н.э. Она не единственная в своем роде, просто для примера...
Мария Гимбутас напоминает нам о том, что не всегда наш мир был патриархальным, а культура - андроцентричной. Были и другие времена. Это древнее наследие, частично ассимилированное, частично забытое, никогда не было утрачено полностью, чему она находит немало примеров.
О других книгах Марии Гимбутас:
"Богини и боги Древней Европы" "Цивилизация Великой Богини. Мир Древней Европы"