Мелани Кляйн, Анна Гест-Джелли "Йога и образ тела"

Nov 20, 2021 20:50



Мелани Кляйн (не та знаменитая психоаналитесса, конечно, а тезка-однофамилица) и Анна Гест-Джелли написали эту книгу в 2014 году, а в 2018-м она вышла на русском. Обеих авторок объединяет не только увлечение йогой, но и феминизм, что приятно.

"Как родилась эта книга
Эта книга стала естественным продолжением нашего общего давнего интереса. Мы обе много лет являемся активными пропагандистами идеи телесного образа, разработали ряд методик и до сих пор продолжаем исследования, используя знания и навыки, полученные в академической среде, и сочетая их с уроками медиаграмотности, активной общественной деятельностью, опытом преподавания йоги и других целительных практик, - то есть задействуем весь свой жизненный опыт.
Наши усилия направлены на создание пространства диалога, в котором может сформироваться любовь к себе (это важный этап, позволяющий нам максимизировать личный опыт и сделать еще больший вклад в культуру в целом). Помимо этого, мы предлагаем йогу в качестве действенного инструмента, помогающего достичь этого состояния - при условии осознанной и последовательной практики.

Никто не начнет любить себя, слушая позитивные слоганы и повторяя аффирмации типа «Полюби свое тело!», - этого мало.
Если бы все было так просто, каждый бы мог это сделать! Мы считаем, что в нашей телесно ориентированной культуре важно дать людям инструмент, который поможет преодолеть шаблонные представления о стандартах красоты, принять и полюбить себя таким, какой ты есть. А еще нам интересна сама взаимосвязь йоги и телесного образа - эта тема внутри сообщества никогда серьезно не поднималась. На занятиях йогой и внутри профессионального сообщества все сфокусированы на теле, но никто обычно не задумывается о том, как человек воспринимает свое тело, как занятия йогой влияют на наш телесный образ, и наоборот.
Мы стремимся заполнить основные пробелы в этом диалоге. Не только позитивное влияние йоги на телесный образ имеет значение, но также и трудности, связанные с восприятием телесного образа в контексте йоги. Оба момента, подогреваемые медийным образом идеального тела человека, практикующего йогу, вызывают и негативную реакцию у значительной части людей. Мы хотим, чтобы практика йоги воспринималась исключительно позитивно в контексте каждого отдельно взятого тела - в том виде, в котором оно пребывает здесь и сейчас.
Основной акцент в книге сделан на позитивных переменах на уровне тела и сознания в ходе занятий йогой. Разговор, однако, не будет полным, если не раскрыть весь контекст современной культуры йоги, выросшей за последнее десятилетие до размеров целой индустрии. Важно сохранять критический и осознанный взгляд на изменения в культуре на фоне восхвалений реальных благ, которые дает практика. Нельзя совершить фундаментальных перемен без критического восприятия идей и образов, влияющих на восприятие тела. Работать нужно на микро-и макроуровнях.
Мы с Анной могли бы написать книгу о йоге и телесном образе, основываясь только на личном опыте трансформации в результате регулярной и последовательной практики, но для нас было важнее собрать «коллекцию» голосов, охватывающих самые разные области человеческого опыта.
Йога и образ тела
Понятие телесного образа связано с определенным идеалом, но природа его исключительно субъективна и является продуктом интеллекта. Этот психологический телесный портрет формировался на протяжении долгого времени под влиянием наблюдения, опыта и реакции со стороны других людей - родственников, друзей, средств массовой информации. В структуре телесного образа много составляющих: расовая, этническая и социальная принадлежность, сексуальная ориентация, пол, гендерная самоидентификация, конституция и телосложение, возраст, физические способности. И часто в зеркале вместо себя мы видим отражение, искаженное нашим опытом, установками и ожиданиями. Восприятие себя, основанное на иллюзии и не закрепленное в реальности, приводит к неудовлетворенности (а иногда к откровенному разочарованию) своим телом.
К сожалению, те, кто практикует йогу, и те, кто живет с извращенным восприятием себя, существуют в параллельных мирах. Мы хотели достучаться до людей с самым разным жизненным опытом, хотели дать им возможность черпать вдохновение из историй персональной трансформации, произошедшей благодаря практике йоги. Мы считаем, что йога и польза целительных практик должны быть доступны каждому. Каждый человек должен иметь равный доступ к практике. Мы верим в ее силу и в то, что она способна менять к лучшему жизнь отдельных людей и целых сообществ.
Понятно, что ни одна антология не способна в полной мере описать то или иное сообщество, и все же мы надеемся, что нам удалось сделать это максимально подробно. Опыт многих наших авторов пересекается, но каждая история сохраняет индивидуальный мотив, повествуя об уникальном нюансе восприятия себя и своего тела.
Первую часть книги открывают рассказы о возможностях и перспективах, которые может дать практика йоги. Заниматься йогой - это делать осознанный выбор и добиваться перемен. Мы с Анной убеждены, что в этом и есть глубинный смысл йоги - в потенциальных и основательных переменах. Йога развивает умение слушать, повышает осознанность, учит быть здесь и сейчас в каждый момент жизни.
Авторы второй части делятся своим опытом существования «на обочине» - рассказывают о том, что значит быть «другим», исключенным из культуры сверстников, а также не вписываться в общепринятый евроцентричный стандарт идеального тела или «тела йога». Порой чувство маргинализации включало в себя саму культуру йоги. Но в конечном итоге каждый индивид двигается к точке сборки, и практика играет ключевую роль в обретении целостности. Это непрерывная работа, ежедневная практика принятия себя и любви к себе с параллельной сменой установок восприятия.
Третья часть охватывает тему культуры и медийного пространства. Мы изучим роль массовой культуры и средств массовой информации в формировании представлений об идеале женственности/мужественности, а также побочный эффект культуры йоги, а именно то, как она формирует и воспроизводит идеализированный и недостижимый стандарт красоты. Мы обсудим пути подавления этого культурного шума, все-таки культуру создаем мы сами. В наших силах изменить существующую парадигму и установить новый стандарт красоты, которому будут соответствовать все.
В четвертой части раскрывается тема культуры потребления, разнузданной и беспощадной индустрии глянца и рекламы, а также поднимаются проблемы извращенного телесного образа, расстройств пищевого поведения. Особняком стоит проблема воспитания здоровых и уверенных в себе детей в условиях токсичного информационного пространства, когда приходится бороться за повышение их самооценки. Авторы этой части пишут о трудностях взаимоотношений, радости созидания и ценности преподавания йоги детям, большинство которых уже сейчас учатся ненавидеть свое тело.
В пятой части рассматривается тема гендера и сексуальности, подробно характеризуются сексуальная ориентация и гендер в контексте йоги. Авторы этой части будут убеждать вас в том, что йога предоставляет бесчисленное множество способов трансформации отношений со своим телом с учетом гендерной идентичности и сексуальной ориентации. Йога предлагает умиротворение, покой и утешение в противовес навязанным культурным императивам «правильных» гендерных моделей и связанных с ними сексизма, гетеросексизма и гомофобии.
Природа разобщенности со своим телом может вырастать из целого спектра факторов, будь то объективизация, расовая и классовая принадлежность, пол, сексуальная ориентация, гендерная идентичность, ограниченные физические способности, вес, форма или статус маргинала, - важно, что йога способна указать уникальный, неожиданный путь к воссоединению с собой."

стандарты красоты, гендер, 21 век, образ тела, русский язык, сексуальность, феминистка, США, английский язык, Америка

Previous post Next post
Up