Сборник эссе Дорис Лессинг "Prisons We Choose to Live Inside" ("Тюрьмы, в которых мы выбираем жить") вышел впервые в 1987 году. Тема, объединяющая все пять эссе: "как часто и насколько сильно над нами как над индивидуумами и как над группами берет верх наше дикарское прошлое".
Лессинг рассуждает об истории и политике, о конформности и агрессии, войне и расизме, и о том, что людям удалось узнать о самих себе, но пока так и не удалось применить для улучшения наших институций и наших жизней. Речь о достижениях психологии, социологии, социальной психологии, социальной антропологии. Следующие поколения, оглядываясь назад, будут удивляться, почему мы не использовали уже имеющиеся знания о человеческой природе, чтобы изменить своё общество, уверена Лессинг.
Несколько цитат:
Об исторических процессах, "снаружи" и "изнутри":"Любой, кто хоть сколько-нибудь читает историю, знает, что страстные и могущественные убеждения одного столетия обычно кажутся абсурдными, причудливыми для следующего. Ни одну эпоху в истории мы не видим так же, как ее, должно быть, видели те, кто ее прожили. То, что мы проживаем, в любую эпоху - это результат воздействия на нас массовых эмоций и социальных условий, от которых почти невозможно отстраниться. Часто эти массовые эмоции кажутся благороднейшими, наилучшими и прекраснейшими. И все же, через год, пять лет, десять, пятьдесят люди будут задаваться вопросом: «Как они _ могли_ верить в это?», потому что произойдут события, которые отправят эти массовые эмоции на свалку истории."
"Мне все больше и больше кажется, что нами управляют волны массовых эмоций, и пока они длятся, невозможно задавать спокойные, серьезные вопросы. Нужно просто заткнуться и ждать, всё проходит... А между тем эти спокойные, серьезные вопросы и спокойные, серьезные, беспристрастные ответы могли бы нас спасти.
Оглядываясь назад на свою жизнь, которая длится вот уже шестьдесят шесть лет, я вижу череду великих массовых событий, всплесков эмоций, необузданной фанатичной страсти, которые проходят, но пока они длятся, невозможно ничего сделать, кроме как думать: «Эти лозунги, или эти обвинения, эти претензии, эти провозглашения, совсем скоро они покажутся всем нелепыми и даже постыдными». Но тем временем невозможно об этом говорить."
О демократии:
"... демократия, сколь бы несовершенна она ни была, предлагает возможность реформ, изменений. Он предлагает свободу выбора. Эта самая свобода выбора - новая идея с исторической точки зрения. Я думаю, мы склонны забывать, насколько новы эти идеи: что индивидуум должен иметь права, что гражданин должен иметь возможность критиковать правительство. Насколько они новы? Когда эта концепция зародилась в человеческом сообществе? Тут некоторые начинают бормотать о Древней Греции, забывая, что это было рабовладельческое государство, которое позволяло определенные минимальные свободы мужскому меньшинству. В рамках данной дискуссии было бы безопаснее сказать, что наши концепции свободы, прав индивидуума, родились во время Английской революции, Французской революции и Американской революции. Воистину, очень молодые идеи. Очень хрупкие. Очень неустойчивые."
О коммунизме (в юности Дорис Лессинг была коммунисткой, но позже разочаровалась в нем):
"Поскольку коммунизм обернулся так скверно, оказавшись не только одной из самых кровавых тираний, когда-либо существовавших, но и настолько неэффективным, что ему предпочитают любой режим, сколь бы плох он ни был, мы забываем, что коммунизм родился из древней мечты о справедливости для всех. Это очень могущественная мечта, мощный двигатель социальных изменений. То, что коммунизм в настоящее время приравнивается к варварству, неэффективности и тирании, еще не означает, что идея истинной справедливости не возродится.
Тем временем в мире нет ни одной страны, чья структура не основывается на классе привилегированных и классе бедных. Всегда существует правящая элита наряду с массой людей, обделенных богатством и какой-либо политической властью. В свои более мрачные моменты я и вправду размышляю о том, что коммунистическому Советскому Союзу понадобилась всего пара поколений, чтобы сформировать правящую элиту, такую же богатую и привилегированную, как и любая другая в мире. Говорят, что коммунистический Китай идет по тому же пути, как и некоторые новые африканские государства. Но если это какой-то неизбежный процесс, по крайней мере на данный момент, что все типы обществ порождают привилегированные элиты, то, по крайней мере, мы должны признать это и работать над максимально возможной гибкостью внутри этой структуры."
Об образовании и новых технологиях:
"Все больше и больше спрос на обучение людей функционированию на том технологическом уровне, который наверняка является временным. На краткосрочное образование.
Нам нужно пересмотреть понятие "полезный". В долгосрочной переспективе полезно то, что выживает, возрождается, оживает в различных контекстах. Сейчас может казаться, что люди, обученные эффективному использованию наших новейших технологий, являются мировой элитой, но я считаю, что в долгосрочной перспективе люди, чьё образование дало им взгляд на мир, который раньше описывался как гуманистический - долгосрочный, всеохватывающий, созерцательный взгляд на мир - окажутся более влиятельными. Просто потому, что они больше понимают, что происходит в мире. Не то что я недооцениваю новых технических специалистов. Вовсе нет. Просто то, что они знают, по определению является лишь временной необходимостью.
На мой взгляд, все исторические силы и развитие мира направлены в сторону большей сложности, гибкости, открытости мышления, способности одновременно рассматривать множество идей, иногда противоречащих друг другу, в одном мозгу, в одно и то же время."
Есть над чем подумать.