Doris Lessing "Prisons We Choose to Live Inside"

Nov 13, 2021 01:04




Сборник эссе Дорис Лессинг "Prisons We Choose to Live Inside" ("Тюрьмы, в которых мы выбираем жить") вышел впервые в 1987 году. Тема, объединяющая все пять эссе: "как часто и насколько сильно над нами как над индивидуумами и как над группами берет верх наше дикарское прошлое".
Лессинг рассуждает об истории и политике, о конформности и агрессии, войне и расизме, и о том, что людям удалось узнать о самих себе, но пока так и не удалось применить для улучшения наших институций и наших жизней. Речь о достижениях психологии, социологии, социальной психологии, социальной антропологии. Следующие поколения, оглядываясь назад, будут удивляться, почему мы не использовали уже имеющиеся знания о человеческой природе, чтобы изменить своё общество, уверена Лессинг.

Несколько цитат:

Об исторических процессах, "снаружи" и "изнутри":"Любой, кто хоть сколько-нибудь читает историю, знает, что страстные и могущественные убеждения одного столетия обычно кажутся абсурдными, причудливыми для следующего. Ни одну эпоху в истории мы не видим так же, как ее, должно быть, видели те, кто ее прожили. То, что мы проживаем, в любую эпоху - это результат воздействия на нас массовых эмоций и социальных условий, от которых почти невозможно отстраниться. Часто эти массовые эмоции кажутся благороднейшими, наилучшими и прекраснейшими. И все же, через год, пять лет, десять, пятьдесят люди будут задаваться вопросом: «Как они _ могли_ верить в это?», потому что произойдут события, которые отправят эти массовые эмоции на свалку истории."

"Мне все больше и больше кажется, что нами управляют волны массовых эмоций, и пока они длятся, невозможно задавать спокойные, серьезные вопросы. Нужно просто заткнуться и ждать, всё проходит... А между тем эти спокойные, серьезные вопросы и спокойные, серьезные, беспристрастные ответы могли бы нас спасти.
Оглядываясь назад на свою жизнь, которая длится вот уже шестьдесят шесть лет, я вижу череду великих массовых событий, всплесков эмоций, необузданной фанатичной страсти, которые проходят, но пока они длятся, невозможно ничего сделать, кроме как думать: «Эти лозунги, или эти обвинения, эти претензии, эти провозглашения, совсем скоро они покажутся всем нелепыми и даже постыдными». Но тем временем невозможно об этом говорить."

О демократии:

"... демократия, сколь бы несовершенна она ни была, предлагает возможность реформ, изменений. Он предлагает свободу выбора. Эта самая свобода выбора - новая идея с исторической точки зрения. Я думаю, мы склонны забывать, насколько новы эти идеи: что индивидуум должен иметь права, что гражданин должен иметь возможность критиковать правительство. Насколько они новы? Когда эта концепция зародилась в человеческом сообществе? Тут некоторые начинают бормотать о Древней Греции, забывая, что это было рабовладельческое государство, которое позволяло определенные минимальные свободы мужскому меньшинству. В рамках данной дискуссии было бы безопаснее сказать, что наши концепции свободы, прав индивидуума, родились во время Английской революции, Французской революции и Американской революции. Воистину, очень молодые идеи. Очень хрупкие. Очень неустойчивые."

О коммунизме (в юности Дорис Лессинг была коммунисткой, но позже разочаровалась в нем):

"Поскольку коммунизм обернулся так скверно, оказавшись не только одной из самых кровавых тираний, когда-либо существовавших, но и настолько неэффективным, что ему предпочитают любой режим, сколь бы плох он ни был, мы забываем, что коммунизм родился из древней мечты о справедливости для всех. Это очень могущественная мечта, мощный двигатель социальных изменений. То, что коммунизм в настоящее время приравнивается к варварству, неэффективности и тирании, еще не означает, что идея истинной справедливости не возродится.
Тем временем в мире нет ни одной страны, чья структура не основывается на классе привилегированных и классе бедных. Всегда существует правящая элита наряду с массой людей, обделенных богатством и какой-либо политической властью. В свои более мрачные моменты я и вправду размышляю о том, что коммунистическому Советскому Союзу понадобилась всего пара поколений, чтобы сформировать правящую элиту, такую ​​же богатую и привилегированную, как и любая другая в мире. Говорят, что коммунистический Китай идет по тому же пути, как и некоторые новые африканские государства. Но если это какой-то неизбежный процесс, по крайней мере на данный момент, что все типы обществ порождают привилегированные элиты, то, по крайней мере, мы должны признать это и работать над максимально возможной гибкостью внутри этой структуры."

Об образовании и новых технологиях:
"Все больше и больше спрос на обучение людей функционированию на том технологическом уровне, который наверняка является временным. На краткосрочное образование.
Нам нужно пересмотреть понятие "полезный". В долгосрочной переспективе полезно то, что выживает, возрождается, оживает в различных контекстах. Сейчас может казаться, что люди, обученные эффективному использованию наших новейших технологий, являются мировой элитой, но я считаю, что в долгосрочной перспективе люди, чьё образование дало им взгляд на мир, который раньше описывался как гуманистический - долгосрочный, всеохватывающий, созерцательный взгляд на мир - окажутся более влиятельными. Просто потому, что они больше понимают, что происходит в мире. Не то что я недооцениваю новых технических специалистов. Вовсе нет. Просто то, что они знают, по определению является лишь временной необходимостью.
На мой взгляд, все исторические силы и развитие мира направлены в сторону большей сложности, гибкости, открытости мышления, способности одновременно рассматривать множество идей, иногда противоречащих друг другу, в одном мозгу, в одно и то же время."

Есть над чем подумать.

война, цитаты, критика общественного устройства, Нобелевская премия, расизм, феминистка, эссе, впечатления от чтения, английский язык, Великобритания, политика, 20 век, история, философия, Европа

Previous post Next post
Up