Учим детей сердиться

Jun 21, 2021 23:48





Всё началось с Кристине Нёстлингер. Оказывается, уже в 2020 году у нас издали её замечательную книжку для дошкольного возраста «Аня сердится» [Anna und die Wut]. Тридцать лет к аудитории шла, и дошла, однако. Молодцы издательство «Редкая птица», очень серьёзная и своевременная тема поднята. Потому что девочка Аня не просто сердится. Она очень сердится. Она гневается, злится, ярится, кипятится и в пылу неистовства может даже наступить на ногу папе. Ну и пусть, что сердита она на маму, папа имел несчастье оказаться ближе.

Мама учит Аню проглатывать гнев. Не тут-то было, ведь приходится запивать его литрами и литрами воды.



Папа учит избегать гнева, и что же? Бедная девочка сидит целыми днями в креслице, обложившись подушками, и боится в окно высунуться: вдруг там что-нибудь её разозлит? И тогда дедушка дарит сердитой внучке... барабан.



Неизвестно, что сказали заботливому прародителю остальные родственники, но факт остаётся фактом: Аня теперь нарочно занимается тем, что терпеть не может: ищет вдохновения для игры на барабане в пришивании пуговиц, постройке башни из кубиков и даже в маминых запретах на просмотр детективного сериала с выстрелами и погонями. Как мы все знаем, Кристине Нёстлингер родом из Вены, колыбели психоанализа, одним из центральных понятий которого является сублимация. А если психоаналитическая метода почему-либо не подходит, сибирская дизайнерка Наташа Байдужа предлагает нам обратиться за советом... к вулкану.

И в самом деле, кто, как не огнедышащие горы, знают лучше всех, каким образом избежать разрушительного извержения? Малютка вулканчик ещё совсем молод. Он любит пить чай с пончиками и смотреть на закат. Но иногда может рассердиться и слегка разойтись. Даже можно сказать, расходиться.



Подробности извержений впечатлительному дитяти могут быть тяжелы, да и как иначе? Это ведь стихийное бедствие. Но даже тревожную картину художница умеет расцветить иронией. Например, медлительный ленивец, в то время как все остальные звери пытаются сбежать, изобрёл катапульту и взлетает в небо с помощью внезапно разогнувшегося дерева. В графической трагикомедии «Вулкан, который злился» [Самокат, 2021] незадачливого вулканчика обучат не взрываться без повода спокойные, дремлющие старшие вулканы: тётушка Этна, тётушка Аннапурна, дядюшка Везувий и дядюшка Арарат.







Хорошо, скажут мне пытливые читательницы. Развить эмоциональный интеллект у детей -- дело благое. Умение распознавать гнев и выражать его общественно приемлемым образом принесёт пользу и в настоящем, и в будущем. Но... но как же взрослые? Существует ли пособие в картинках «Анна Ивановна сердится»? С этим вопросом я заглянула в библиотеку и обрела там учебное пособие Лидии Пархитько по работе с гневом. Так и называется: «Я злюсь! И имею право. Как маме принять свои чувства и найти в них опору» [Эксмо, 2021].

«Имею право» -- по нынешнему времени не такая уж популярная точка зрения. Из каждого утюга объяснят, причём маститые психологи: уж кто-кто, а мать на детей сердиться не имеет права. Мама не имеет права злиться на детей. Не имеет права быть уставшей, раздраженной, обессилевшей. Грусти не существует, болеть невозможно, депрессии не бывает - ты все выдумала! «Только отвага, только вперёд», - диктует нам общество и внутренний голос. Л. Пархитько придерживается противоположной точки зрения, и даже пресловутый родительский крик считает неплохим механизмом социальной адаптации. С её точки зрения, детям следует научиться понимать смысл крика и шире -- громкого, командного голоса в нашей культуре. Например, если ребёнок причинил резкую физическую боль или находится в непосредственной физической опасности, повысить голос даже и полезно. Мы с дочерью вместе учились кричать на логопедических занятиях. У неё получалось лучше.

Что смутило? Образ принцессы, которая якобы живёт внутри каждой женщины и ждёт подарков, подвигов, заботы... В принципе, поддержка и забота для всех важна, не только для принцесс. А о совершаемых во имя принцессы рыцарских подвигах сама адресатка может даже не узнать, сидя в башне за бесконечным вышиванием... Сложный это образ -- принцесса, и не всегда ресурсный. Королевы как-то симпатичнее, даже в шахматах ходят в любую сторону. Но так или иначе, книга интересная, написанная очень бережно по отношению к аудитории, так что может оказаться весьма благотворной.

2020, психология, материнство, 2021, 21 век, детские книги, иллюстрации, комиксы, дети, новинка

Previous post Next post
Up