Из статьи на сайте Wonderzine:"Писатель и социолог дана бойд (именно так, в нижнем регистре) еще в 2005 году начала беседовать с американскими подростками об их жизни в социальных сетях - чтобы узнать, как они ее там строят и чего хотят добиться. Кроме того, бойд хотела объяснить встревоженным взрослым, что «не все в интернете плохо», о чем ее в свое время попросил один знакомый мальчик, увлекавшийся съемкой видео про взрывной эффект от бросания «Ментоса» в бутылку с колой. Так получилась книга «It’s Complicated» («Все сложно») - опыт популярной социологии, внушающий всяческое доверие.
Над книгой бойд работала параллельно со своей докторской диссертацией на ту же тему, которую она защитила в 2008 году в Калифорнийском университете в Беркли. Свой научный аппарат она использовала на полную мощность. Во-первых, у нее была впечатляющая выборка: несколько сотен респондентов, 18 штатов, разные расы, социальные слои и субкультуры - фрики, спортсмены, королевы ульев и гики; никто не ушел неопрошенным. Во-вторых, бойд строго структурировала каждое интервью, как и положено при социологическом исследовании. В-третьих, она уже несколько лет работает в исследовательском подразделении Microsoft и много времени провела, общаясь с создателями некогда популярного сайта знакомств Friendster, так что ей хорошо известны принципы разработки социальных сетей и приложений, а также то, как их продают публике. Кроме того, у бойд степень бакалавра информатики.
бойд выделяет несколько главных проблем, которые она видит в том, как современное общество относится к подросткам и их социальным эскападам. Трудно избежать технологического детерминизма: дети с айфонами - это либо очень хорошо и всех сделает счастливыми, либо очень плохо и всех сделает несчастными. Важно помнить, что человечество всегда было склонно возлагать слишком большие надежды на новые технологии, а они, конечно же, не оправдывали этих ожиданий. Беспокойство взрослых насчет детей с девайсами растет в том числе из этой традиции. К тому же страхом обывателей постоянно пользуются журналисты, которые знают, что социальные сети у многих родителей ассоциируются со всевозможным упадком (интеллектуальным, моральным - да с каким угодно), и предпочитают писать о проблемах инстаграмящих подростков, игнорируя надежные научные исследования, говорящие о том, что не так уж и все плохо. «В общем и целом дети в порядке, - говорит бойд в первом предисловии к книге. - Но они хотят, чтобы их поняли».
Чтобы это сделать, пишет дана, нужно сначала уяснить, в чем разница между «взрослым» и «детским» отношением к вопросу. Она использует термин «сетевые общественные среды» (networked publics), обозначая им соцсети, в которых участвуют подростки, и выделяет важное: внимание взрослых больше привлекает «сетевая» составляющая феномена, а подростков - «публичная». Это естественно - они постоянно ищут возможности как-то проявить себя в обществе без родительского контроля, а для этого у них не так много возможностей: по крайней мере, в США за последние двадцать лет у детей стало существенно меньше свободного времени и больше разных ограничений для реального общения. Когда родители наблюдают, как подростки взаимодействуют в соцсетях, им есть с чем сравнить эту ситуацию, потому что у них-то есть доступ к тем общественным средам, которых у детей пока нет."
"В главе «Privacy» дана разбирает примеры того, как отличается взгляд взрослого на публичный контент в соцсетях от взгляда подростка. Если с точки зрения зрелого человека отношение к частной жизни характеризуется тем, что ты уже выложил в фейсбук, то тинейджеры скорее станут судить о нем по тому, что осталось за скобками. Здесь бойд рассказывает о девочке, чьи шансы получить престижную стипендию в университете резко сократились из-за всплывшей в фейсбуке фотографии с вечеринки, где она держала в руках стакан с пивом. Фотографию выложила не она, но учителя все равно разрешили полиции кампуса показать снимок всем ученикам на собрании в школе. Самое смешное, что собрание как раз было посвящено тому, как важно защищать частную жизнь в интернете. Дело кончилось жалобой в Союз защиты гражданских свобод (ACLU). То есть взрослые в данном случае не учли ни социального контекста, ни очевидного желания девочки иметь контроль над своими личными делами - раз она не выложила эту фотографию сама, то, значит, не хотела, чтобы ее видел хоть кто-то.
Предубеждение, что у современных подростков атрофировано чувство приватности, укоренилось очень глубоко, и многие взрослые отказываются признать обратное. Или не догадываются спросить самих подростков, которые, в свою очередь, надеются на то, что взрослые «отфильтруют» информацию с их страниц. Любая технология создает определенные условия для общения или работы с ее помощью, и современные соцсети не исключение. В большинстве из них гораздо легче держать контент публичным, чем возиться с настройками, и подростки, конечно, выбирают самый простой вариант. Отсюда и ложная идея о том, что «дети-то всякий стыд потеряли». Они зачастую пытаются зашифровать свои послания в соцсетях, не прибегая к стандартным инструментам сокрытия смыслов."
"Дальше бойд разбирается с «зависимостью от соцсетей» - невероятно мифологизированным понятием. Она напоминает, что увлечение, с которым подростки (да и не только они) часами изучают фейсбучные страницы друг друга, теряя время и сон, носит не асоциальный (как предполагается стереотипом), а, наоборот, подчеркнуто социальный характер. Тинейджеры интересуются друг другом так же, как в свое время интересовались друг другом их родители. Технологии просто помогают им в этом.
Увлеченность соцсетями бойд трактует не через характеристики зависимости (addiction), а через введенное социологом Михаем Чиксентмихайи понятие «поток» (flow), то есть состояние полной погруженности в то, что делаешь; деятельного сосредоточения, идеального, например, для творчества (автор этих строк часто испытывал такое состояние, работая над очередным текстом для Wonderzine). Подростки часто привязаны к своим аккаунтам еще и потому, что их жизнь вне школы расписана заботливыми родителями буквально по часам. Зависание в фейсбуке и твиттере для них просто компенсация за отсутствие свободного времени."