Удгеру Нунуккаль

Nov 03, 2020 22:58

Сегодня исполнилось сто лет со дня рождения австралийской поэтессы, художницы и общественной деятельницы, которую до обидного мало знают за пределами Австралии. Кэтлин Джин Мэри Руска, а именно таково было её имя при рождении, родилась на острове Северный Стрэдброк в 1920 году. Её мать Люси Руска принадлежала к народности пиивии (внутренняя Австралия), отец, Эдвард (Тед) Руска - к народности куандамука, клан нунукуль или нунуккаль. Его тотемом и соответственно тотемом его детей была ковровая змея Кабуль. Отец, знаток мифов и сказок, передал свои знания Кэтлин и, кроме того, отдал её учиться в муниципальную школу. Способная девочка мечтала учиться дальше, но, как и большинство её сверстниц аборигенного происхождения, уже в тринадцать лет стала домашней работницей. Другой карьеры для не-белых девочек тогдашняя жизнь не предусматривала.



Когда началась война, старших братьев Кэтлин призвали в армию. Когда пал Сингапур, оба они попали в японский плен, и на смену им пришла Кэти: поступила в женские вспомогательные части австралийской армии. Сама она говорила о причинах столь неожиданного поступка очень просто: «во-первых, фашистов терпеть не могу ни в каком качестве, а во-вторых, по тому времени получить образование у коренной австралийки тогда было две возможности, либо в вооружённых силах, либо в тюрьме. Тюрьма мне совершенно не улыбалась».

В 1943 году молодая военнослужащая взяла отпуск: венчаться. С избранником, рабочим Брюсом Уокером они дружили с детства. Вернувшись обратно в часть, новоявленная Кэтлин Уокер сильно простудилась, развилось осложнение: отит, оставивший по себе частичную утрату слуха. Её комиссовали, но по программе реабилитации отставников направили учиться делопроизводству и секретарскому делу в брисбенский колледж. Вскоре Кэтлин Уокер устроилась работать на колбасный завод. Уокеры интересовались политикой, активизмом, даже вступили в коммунистическую партию из тех соображений, что против политики «белой Австралии» открыто выступали одни коммунисты.

В 1946 году родился сын Денис, впоследствии известный борец за права аборигенов. Через некоторое время семья распалась. Уокер вполне уверенно содержала дом, себя и ребёнка на одну зарплату. Но после того, как у Дениса начались трудности с учёбой, пришлось уволиться с завода и снова устроиться домработницей. Причём не куда-нибудь, а в дом Рафаэля и Филлис Силенто, без преувеличения, легендарных врачей и организаторов медицины. Если вам фамилия Силенто кажется знакомой, то, может быть, не кажется: младшая дочь сэра Рафаэля и леди Филлис, Диана Силенто, - известная голливудская актриса и, кстати, бывшая жена недавно ушедшего от нас Шона Коннери. Старший сын Силенто и продолжатель династии, Рафаэль-младший, нейрохирург, уже к тому времени принял от матери практику в Брисбене, был женат, растил четверых детей. У него и Кэти Уокер случился роман и в 1953 году родился сын Вивиан. Отец признал сына. Неимоверный скандал потряс консервативное австралийское общество. Дете аборигенкам делали многие, но признавали единицы.

Литературная карьера у Уокер началась сравнительно поздно, в пятидесятые годы. Благодаря поэтическому кружку Realist Writer’s Group она принесла в издательство «Джакаранда» тетрадку своих стихов, и их в порядке курьёза принесли показать редактрисе отдела поэзии Джудит Райт. Та прочла, прониклась и рекомендовала к изданию. Сборник «Мы уходим» [We Are Going] вышел в 1964 году и мгновенно стал бестселлером. Было распродано около десяти тысяч экземпляров. Некоторые критики открыто высказывали сомнения, что аборигенка могла сама написать стихи. Сама поэтесса к своим работам относилась критично, называя их «лозунговыми, неизысканными, скромными и простыми». О Уокер часто пишут как о певице протеста, но политической темой её лирика не ограничивалась. В ней много ностальгии, сказочно-фантастического и исторического.

Шестидесятые годы прошли под знаменем активной правозащитной деятельности. Как представительница Федерального совета Продвижения австралийских аборигенов и островитян Торресова пролива [FCAATSI] Кэтлин Уокер боролась за право участвовать в переписи населения. До этого коренные жители учитывались не через перепись, а общим счётом, как флора и фауна. Был инцидент, когда президент Мензис пригласил к себе делегацию FCAATSI и, будучи джентльменом, предложил делегатам хересу. Уокер подняла на него глаза и сурово сказала:
- А вы ареста не боитесь?
По тогдашним законам всякий, предложивший аборигену или аборигенке спиртное, наказывался тюрьмой и штрафом. Мензис этого не знал (страшно далеки они от народа) и оторопел.

В 1070 году Кэтлин Уокер получила Орден Британской Империи, а в 1971-ом, утомившись от политической борьбы и внутрипартийных интриг, отошла от правозащитной работы, чтобы основать культурный центр нунуккаль под названием Мунгалба, сиречь, место, где сидят люди. О Мунгалбе она впоследствии говорила так:

- За последние семнадцать лет у меня было двадцать шесть с половиной тысяч детей на острове. Белые дети, чёрные дети. И если бы существовали на свете ещё и зелёные дети, то я бы их тоже хотела принять. В расовом смысле я дальтоничка.

Уокер много путешествовала, посетила Европу, Китай, оставив подробный поэтический дневник, и даже Северную Африку - при ужасных обстоятельствах. В 1974 году она была на борту самолёта, захваченного палестинскими террористами. Застрелив одного из пассажиров и члена экипажа, террористы угнали самолёт в Африку. Все три дня заключения поэтесса царапала тупым карандашом стихотворные заметки на изнанке бумажного пакета.

В 1986 году поэтесса снималась в роли Евы в фильме «Обитатели окраины» [The Fringe Dwellers]. Драма, снятая Б. Бересфордом по роману австралийской белой писательницы Нин Гэр [Nene Gare], была посвящена полуголодному прозябанию коренных жителей в посёлке-резервации и попытке переезда в благополучный белый пригород. Приняли фильм неоднозначно, многие активисты демонстративно покинули показ в Каннах. В следующем году Кэтлин Уокер вернула орден Британской империи в знак протеста и переменила имя. Отныне её фамилия была Нунуккаль, по названию клана, а имя она приняла по любимому дереву Удгеру (мелалеука, дерево-бумажная кора).

В 1993 году Удгеру Нунуккаль умерла от рака и была похоронена в Мунгалбе.

image Click to view



Австралия, английский язык, политика, 20 век, аборигены, поэзия

Previous post Next post
Up