В предисловии к своей книге Трэйси Борман сетует, что до сих пор не была написана обстоятельная биография Матильды Фландрской, супруги Вильгельма Завоевателя, первой женщины, коронованной как английская королева-консорт. У саксов не было принято короновать жен королей, так что Матильду действительно можно считать первой английской королевой. Вильгельм даже хотел отложить собственную коронацию после завоевания Англии, чтобы короноваться вместе с Матильдой, однако советники отговорили его, так что сперва он короновался сам, а коронация Матильды произошла несколько лет спустя. Этим был установлен прецедент - в дальнейшем нормой стала коронация королевских супруг. Настаивал на коронации жены Вильгельм неспроста - Матильда, связанная родством с французскими и английскими королями, и сама могла бы претендовать на английский престол, так что ее происхождение придавало легитимности претензиям Вильгельма и их общих детей.
Трэйси Борман довольно критично рассматривает источники, повествующие о Матильде, отдавая предпочтение более ранним и подтвержденным в нескольких местах сведениях. В частности, она отвергает как позднейшую выдумку скандальную историю сватовства Вильгельма к Матильде. Якобы Матильда презрительно ответила послам Вильгельма, мол, она слишком знатна, чтобы выходить замуж за бастарда, Вильгельм же, получив такой ответ, отправился в Брюгге, нашёл Матильду по пути в церковь, стащил её за волосы с лошади и поколотил. Другая версия этой легенды говорит о том, что Вильгельм прибыл в дом ее отца в Лилле, ворвался в ее комнату и избил ее там. После этого якобы Матильда сказала, что выйдет замуж за него и ни за кого другого. Оба рассказа записаны спустя несколько сотен лет, да и не выглядят правдоподобными. Такое поведение Вильгельма скорее привело бы к войне, чем к помолвке, так как это оскорбление и самой Матильды, и ее высокородных родителей, а все они были людьми чрезвычайно гордыми. Происхождение Матильды и вправду было безупречно, в отличие от Вильгельма - она была законной дочерью Болдуина V, графа Фландрии, и Аделы Французской, дочери французского короля Роберта II, так что она имела основания считать, что родовитее Вильгельма.
Свою строптивость и независимость в вопросах брачного выбора Матильда проявляла и ранее - еще до Вильгельма она сама (!) предложила свою руку саксонскому тэну Брихтрику, который был посланцем английского короля Эдуарда Исповедника во Фландрии. Брихтрик отказал графской дочери, и даже есть предположение, что Матильда позже отомстила ему, когда стала королевой Англии - но здесь всё не так однозначно, по мнению Трэйси Борман. Если его земли и были конфискованы (что, впрочем, случилось со многими представителями саксонской знати), не факт, что к этому приложила руку Матильда. Однако, если она и вправду сама сваталась к Брихтрику и получила от ворот поворот, то эта история могла ее скомпрометировать и, возможно, послужить причиной того, что она дала согласие жениху такого сомнительного происхождения как Вильгельм. Впрочем, хоть он и был бастардом от низкородной матери, Вильгельм на тот момент уже прославился как успешный воитель и правитель, и этот союз отвечал и интересам Нормандии, и интересам Фландрии, так что, скорее всего, всё было гораздо прозаичнее, без всяких скандальных выходок.
А вот что правда, так это то, что Матильда и Вильгельм поженились несмотря на запрет папы римского. Запрет этот был обоснован их кровным родством. Непонятно, насколько близкими родственниками они были, но католическая церковь запрещала браки между родней до седьмого колена, а в довольно ограниченном кругу европейской аристократии чуть ли не все состояли между собой в той или иной степени родства. Их брак был признан законным задним числом уже следующим папой, и в качестве покаяния за самовольное венчание супругам было велено построить монастырь - они построили целых два, мужской и женский. В построенный Матильдой монастырь Святой Троицы в Кане еще в детстве была отдана послушницей одна из дочерей Матильды и Вильгельма, Сесилия (впоследствие она стала там аббатисой).
Матильда отличалась большой плодовитостью - до взрослого возраста дожили девять ее детей: четыре сына и пять дочерей. Были ли еще мертворожденные или умершие в детстве дети - неизвестно. Количество дочерей тоже неточно, хронисты путаются и в их именах, и даже в количестве. Трэйси Борман считает, что старшей была Аделиза (или Аделаида), родившаяся около 1057 года - она была несколько раз была помолвлена, но каждый раз брачные планы срывались, и в итоге девушка ушла в монастырь, где умерла в молодом возрасте. В 1058 или 1059 году родилась Сесилия - будущая аббатиса монастыря Святой Троицы. Упоминаемая Ордериком Виталием Агата - вероятно, та же Аделиза, сменившая имя при пострижении. В 1061 году родилась Матильда, "дочь короля", упоминаемая в Книге Страшного Суда, в 1062 году - Констанция, которую выдали замуж за герцога Бретани (умерла или была убита молодой, потомства не оставила). Последняя дочь и предпоследний ребенок - Адела, названная в честь матери Матильды, родилась в 1067 году; вышла замуж за графа Блуа; в этом браке родилось не менее двенадцати детей; один из сыновей Аделы, Стефан, стал английским королем. Однако, другие историки придерживаются различных мнений по поводу очередности рождения дочерей Матильды и Вильгельма.
Матильда в течение многих лет пользовалась большим доверием мужа, он неоднократно назначал ее регентшей Нормандии в периоды своего отсутствия. Впервые это произошло в 1066 году, когда Вильгельм отправился завоевывать Англию, и в дальнейшем неоднократно, даже при довольно взрослых сыновьях.
(Кстати, кораблик на обложке книги - та самая "Мора", которую Матильда соорудила на свои средства и подарила Вильгельму, когда он собирал флот для завоевания Англии. Это было самое крупное и самое быстроходное судно, намного опережавшее любое другое в его флоте, и Вильгельм, получив подарок, немедленно назначил "Мору" флагманом.)
Подпись Матильды присутствует на многих хартиях времен правления Вильгельма. Хотя хартии подписывали, собственно, все присутствующие, как свидетели, и сама по себе подпись не говорит об участии в принятии того или иного решения, однако, само количество ее подписей - больше, чем у любого представителя знати и даже чем у ее сыновей - говорит, по крайней мере, о значительной степени вовлеченности в государственные дела. Некоторые хартии Матильда выдавала и сама, а также решала различные судебные дела, связанные в основном с имущественными вопросами, как в Нормандии, так и в Англии.
В 1078 году старший сын Вильгельма и Матильды, Роберт, поднял мятеж против отца, и в этом конфликте Матильда приняла сторону сына, а не мужа. Она тайно поддерживала его деньгами, что, собственно, могло считаться государственной изменой, но отделалась она легко - Вильгельм сделал ей публичный выговор при дворе. А ведь он не церемонился и с родственниками, например, своего единоутробного брата, епископа Одо, Вильгельм бросил в тюрьму, отняв все владения и титулы, когда тот пошел против его воли...
Позднее Матильда поспособствовала примирению отца и сына, хоть оно и оказалось довольно шатким.
Матильда умерла 2 ноября 1083, когда ей было около 52 лет - довольно почтенный возраст для того времени, хотя некоторые ее дочери прожили намного дольше. Она была похоронена в основанном ею монастыре Святой Троицы. Вильгельм пережил Матильду на четыре года и, говорят, до конца своих дней оставался в глубокой скорби из-за ее кончины.