Женщины-философы: Жюльетта Ламбер ла Мессин Адам

Jun 13, 2020 10:25



Жюльетта Ламбер ла Мессин Адам (4 октября 1836 - 23 августа 1936) - одна из французских феминисток, выступивших с критикой мизогинных взглядов Прудона.
Прудон опубликовал книгу «О справедливости в революции и в церкви» в 1858 году, где было несколько глав о любви и браке, совершенно мизогинных. Он утверждал, что неравноправное положение женщин справедливо, поскольку женщины якобы хуже мужчин, уступая им физически, интеллектуально и нравственно. По мнению Прудона, ценность женщины по каждому из этих параметров соотносится с мужской как 2 к 3. Перемножив 2*2*2 и 3*3*3, Прудон получил "объективное" соотношение ценности женщины и мужчины - 8:27. Возмутились многие, в том числе Женни д'Эрикур. А Жюльетта Ламбер ла Мессин опубликовала свой ответ Прудону в том же году - "Антипрудоновские идеи о любви, женщине и браке" ("Idées antiproudhoniennes sur l’amour, la femme et le mariage").
Мэри Эллен Уэйт пишет: "Она утверждает, что свобода и равенство, основанное на равноценности, а не на одинаковости - необходимые предусловия для установления отношений, которые можно характеризовать как справедливые."
В определенной степени Жюльетта Ламбер ла Мессин разделяла идею комплементарности полов и разделения сфер, однако, она говорила, что не всякой женщине подходит роль матери семейства и что материнство не исключает работу вне дома. Уэйт пишет: "Ее аргументация комплексная. Во-первых, она утверждает, что лишь продуктивный труд эмансипирует взрослого человека. Женское профессиональное образование может эмансипировать женщин, позволив им самоидентифицироваться на основе их продуктивной деятельности, вместо того, чтобы "позировать как куклы перед мужчинами", всерьез играя "глупую роль", в которую их социализировали с самого детства. Во-вторых, заявляет она, отказ женщинам в возможностях трудоустройства подталкивает их зарабатывать себе на жизнь проституцией."
"Как и сенсимонисты, Ламбер признавала половые различия и соглашалась с идеей, что женские добродетели дополняют мужские. В отличие от сенсимонистов, она не призывала к установлению утопического общества, в котором женщины как образцы "женской добродетели" ценились бы наравне с мужскими образцами "мужской добродетели". Ламбер заявляет, что так называемые "мужские" и "женские" добродетели можно найти не только в представителях определенного пола, но и во многих индивидуумах, и что эти различия не являются нравственно значимыми. Третья часть аргументации Ламбер за женское экономическое равенство - доводы в пользу нравственной автономии. Поскольку различия между полами нравственно несущественны, нет морального оправдания тому, что общество распределяет права и возможности в зависимости от пола. Если нравственная автономия является характеристикой мужчин и если пользование ею - нравственное право мужчин, значит она также является характеристикой и правом женщинн. Использование индивидуальной автономии невозможно при отсутствии социального и политического равенства и при отсутствии экономической возможности. Навязывание мнимых нравственных различий между полами путем ограничения трудоустройства женщин - угроза нравственной автономии и, следовательно, угроза свободе."

Жюльетта Ламбер писала: "В обществе, созданном мужчинами для их собственного блага, женщина ценилась лишь как жена и мать; но если женщина - свободная личность, интеллектуально и нравственно активная, она обладает самоценностью и установит собственный закон."

Жюльетта Ламбер ла Мессин выступала за равные условия брачных контрактов, раздельное владение имуществом и отмену разрешений мужа на работу жены, а также за легализацию разводов во избежание "брачного рабства".

---
Женщины-философы:

Том III. Новое время
Из предисловия
Маргарет Кавендиш
Кристина Ваза, королева Швеции
Энн Конвей
Хуана Инес де ла Крус
Дамарис Кедворт Машем
Мэри Эстелл
Кэтрин Троттер Коберн
Эмили дю Шатле
Мэри Уолстонкрафт
Кларисса Куанье
Антуанетта Браун Блэкуэлл
Жюли Вельтен Фавр
Анна Мария ван Схурман
Батсуа Мэкин
Елизавета Богемская
Елена Лукреция Корнаро Пископия
Лаура Басси
Кэтрин Маколей
"София, Достойная Личность"
Олимпия де Гуж
Мэри Фэрфакс Сомервилль
Анна Дойл Уилер
Кэтрин Бичер
Гарриет Мартино
Гарриет Тейлор Милль
Женни д'Эрикур
Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс)
Клеманс Руайе

Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу
Хильдегарда Бингенская
Элоиза
Геррада Гогенбургская (Ландсбергская)
Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская
Мехтильда Магдебургская
Бригитта Шведская
Юлиана Нориджская
Екатерина Сиенская
Олива Сабуко де Нантес Баррера
Мари ле Жарс де Гурне
Хросвита Гандерсхаймская
Кристина Пизанская
Маргарет Ропер Мор
Тереза Авильская

Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо
Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II
Аспазия и Диотима
Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие

французский язык, Франция, феминистка, США, брак, впечатления от чтения, развод, английский язык, Америка, 20 век, история женскими глазами, философия, Европа, фемкритика, 19 век

Previous post Next post
Up