Автопортрет Анны Марии ван Схурман
В последней главе сборника "A History of Women Philosophers: Modern Women Philosophers, 1600-1900" Мэри Эллен Уэйт вкратце пишет еще о нескольких женщинах-философах. Вкратце - не потому, что они менее интересны, а потому, что у проекта не нашлось ресурсов написать более подробные статьи.
Анна Мария ван Схурман родилась в 1607 году в немецком Кёльне у родителей-голландцев. В детстве получила домашнее образование. В своей автобиографии "Eukleria; seu Melioris partis electio" она пишет, что начала изучать философию Сенеки в возрасте 11 лет. Кроме того, изучала Плутарха, Плиния, Теренция, Ксенофонта и других классических писателей, а также блаженного Августина и прочих отцов церкви.
Кстати, любопытно само название автобиографии - "Melioris partis electio", избрание благой части - это аллюзия на евангельскую историю о Марфе и Марии.
Во взрослом возрасте поддерживала переписку со многими интеллектуалами и интеллектуалками своего времени, в том числе, с Рене Декартом, Гассенди, Гюйгенсом и
Мари ле Жарс де Гурне.
Анна Мария ван Схурман писала на различные темы, в том числе о философии и религии. Среди ее философских работ: "De Vitae Humanae Termino" ("О сроке человеческой жизни"), 1639, и трактат об образовании женщин "De ingenii muliebris ad doctrinam et meliores litteras aptitudine" (1641), который вышел на английском под названием "The Learned maid, or Whether a maid may be a scholar?".
Мэри Эллен Уэйт цитирует Анжелину Горо, которая говорит, что аргументы ван Схурман "часто выводятся из некоторых традиционно наиболее ограничивающих установок или негативных "общепринятых мнений" о природе женщин. Она утверждает, например, что из-за их "скудоумия и непостоянства расположения духа" женщины более нуждаются в "основательном и постоянном занятии", которое может обеспечить учеба. Более того, она не оспаривает допущение, что "подобающая сфера" для женщины - это дом... но использует это как аргумент, чтобы показать, что "учение более удобно для них"."
Уэйт добавляет: "И хотя Горо, по-видимому, воспринимает всерьез комментарии ван Схурман о природной интеллектуальной неполноценности женщин, не менее возможно рассматривать их как еще одну версию стандартных формул скромности, при помощи которых допущения самих мужчин о природном неравенстве женщин используются женщинами иронически в формальной философской аргументации, чтобы преодолеть эти самые недоказанные допущения."
Трактат ван Схурман об ученых женщинах был очень популярен в Европе, переводился на различные языки, и его влияние заметно в трудах следующих поколений интеллектуалок.
Предыдущий пост об Анне Марии ван Схурман ---
Женщины-философы:
Том III. Новое время
Из предисловия Маргарет Кавендиш Кристина Ваза, королева Швеции Энн Конвей Хуана Инес де ла Крус Дамарис Кедворт Машем Мэри Эстелл Кэтрин Троттер Коберн Эмили дю Шатле Мэри Уолстонкрафт Кларисса Куанье Антуанетта Браун Блэкуэлл Жюли Вельтен Фавр Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Мари ле Жарс де Гурне Хросвита Гандерсхаймская Кристина Пизанская Маргарет Ропер Мор Тереза Авильская Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие