Мария Гаэтана Аньези

Jun 04, 2020 06:54



Статья с сайта "Великие люди":
"Мария Аньези родилась в Милане 16 мая 1718 года в семье состоятельного буржуа, дворянина и, может быть,- профессора Болонского университета Петра Аньези. Семья имела 21-го ребёнка (от трёх жён Пьетро Аньези), и Мария была старшей из них.
С детства она проявляла недюжинные таланты в познании языков и философии. В девятилетнем возрасте Мария написала латинский трактат, где защищала право женщин на образование. В научном салоне своего отца с 13 лет она делала философские доклады на 7 языках, древних, восточных и европейских. Математике она училась у Рамиро Рампинельи, римского и болонского профессора математики.
Когда в 1732 году умерла её мать, первая жена Пьетро Аньези, Мария стала очень религиозной, и даже просила отца отправить её в монастырь. Отец не соглашался, гордясь способностями своей дочери, и ничего не жалел для её дальнейшего научного развития. В собственной миланской типографии он печатал все сочинения, написанные Марией.
Первую работу «Философские суждения» (Propositiones Philosophicae, 1738) Мария опубликовала в 20-ти летнем возрасте. В 30-летнем напечатала «Основы анализа» (Istitutioni analitiche) на итальянском языке, содержавшие более 1000 страниц. Эту книгу Мария Аньези писала почти 10 лет как учебник для своих младших братьев и сестёр, и там излагались все разделы математики начала XVIII века. Этот труд пользовался славой и переводился на многие языки вплоть до начала XIX века, будучи одобрен Французской Академией Наук и римским папой Бенедиктом XIV (1740-1758), который в 1750 году дал ей кафедру математики в Болонском университете. Неизвестно - преподавала ли Мария Аньези в этом университете или её должность профессора имела почётный характер.
Кроме чистой математики, Мария занималась ботаникой, минералогией, астрономией, богословием. После смерти отца в 1752 году М. Аньези удалилась от светских занятий, став настоятельницей миланской богадельни.
Последние годы жизни Марии Аньези известны менее достоверно. Историки соглашаются с тем, что она умерла в 1799 году. Однако даты её кончины указываются различно: 9 января или 4 августа.
По воспоминаниям видевших её современников, в молодости Мария Аньези не была особенно красива, но обладала миловидностью, а когда начинала рассуждать на научные темы, становилась похожа на ангела своей чистотой и рассудительностью.
Мария Аньези всегда была верной католичкой. В «Философских суждениях» (Propositiones Philosophicae), написанных ею в 20-ти летнем возрасте, она придерживается воззрений французского монаха и философа Николы Мальбранша (1638-1715), приспособившего учение Декарта к церковным догматам. В этой системе наука имеет апологетический смысл и разделяется на дисциплины, содержащие абсолютную истину - геометрию и арифметику, и прочие эмпирические дисциплины, уже имеющие относительную и условную природу - механику, физику, астрономию. В своих «Суждениях» Мария Аньези защищала 191 философский тезис.
Вслед за Мальбраншем Аньези считала, что наука и религия не могут противоречить друг другу, а целью науки является изучение связи между идеями и вещами.
Следует предполагать, что католическим учёным XVIII века было нелегко приспособить свои знания к требованиям Церкви и её инквизиции, и именно поэтому они избегали заниматься астрономией, механикой и физикой. Ведь труд Коперника «О вращении небесных сфер» был осуждён католической церковью и занесён в Индекс запрещённых книг вплоть до 1835 года. А реформированные версии системы Птолемея не удовлетворяли законам физики, открытым Галилеем и Ньютоном. Под этим углом зрения следует рассматривать и математические работы Марии Аньези.
В 17 лет Мария изучила труд Гийома Лопиталя (1661-1704) «О конических сечениях» (Traité analytique des sections coniques, 1707) и написала комментарии к нему. Она ознакомилась с его основной работой «Анализ бесконечно малых» (Analyse des infiniment petits, 1696), освоила «Анализ» (Analyse démontrée ou Manière de resoudre les problèmes de mathématiques, 1708) Шарля Рейно (1656-1728), труды итальянских математиков Гвидо Гранди (1671-1742) и Габриэля Манфреди (1681-1761).
Будто бы, в целях облегчения преподавания математики младшим братьям и сёстрам, Мария Аньези взялась за систематизацию математического анализа, который в ту пору был раздираем научными спорами между последователями Ньютона и его метода флюксий и сторонниками дифференциального метода Лейбница. Ньютонианцы доминировали в Великобритании и отчасти - во Франции, лейбницианцев было больше в Швейцарии и Северной Италии. Вопреки этому географическому раскладу, Мария Аньези была ньютонианкой, но при этом была хорошо знакома и с методами Лейбница, которые последовательно использовала в своих работах. В своём труде «Основы анализа», который она писала с 1738 по 1748 год, Мария объединила оба подхода, справедливо заметив, что между ними нет существенной разницы. При написании этой книги Мария Аньези встретила поддержку и дружеские советы со стороны итальянских математиков Риккати.
«Основы анализа» написаны на итальянском языке и состояли из двух томов общим объёмом более тысячи страниц. В первом томе (1748) даны геометрические методы Декарта и теория алгебраических уравнений. Во втором томе (1749) систематически изложена теория дифференциального и интегрального исчисления. Подход к изложению геометрический, как в «Принципах» Ньютона, но никакие прикладные (механические, физические или астрономические) задачи не ставятся и не решаются.
Книга М. Аньези оказалась первым систематическим изложением всей математики XVII - начала XVIII веков, чем привлекла внимание всего учёного мира. Десять экземпляров книги, посланных во Французскую Академию Наук, были приняты с восторгом, книгу называли наиболее полным учебником по математике. Римский папа, реформатор и просветитель Бенедикт XIV (1740-1758), бывший Великий инквизитор Рима, в 1750 году назначил Марию Аньези профессором кафедры математики новооткрытого женского факультета Болонского университета.
Неизвестно - работала ли М. Аньези в университете. По-видимому, принадлежа к богатому семейству, в деньгах она не нуждалась, а вскоре, после смерти отца в 1752 году, Мария удалилась в миланский монастырь, став настоятельницей тамошней богадельни.
Учебник «Основ анализа» Аньези пользовался популярностью вплоть до начала XIX века. Джон Кольсон в середине XVIII века перевёл его на английский язык, изменив дифференциальные обозначения Лейбница на ньютонианские флюксии. Этот перевод был опубликован в 1801 году.
В математике есть специальная кривая третьего порядка, называемая по-русски «локон Аньези», а по-латински «завиток Аньези» (versoria - канат для поворота паруса). По-английски эта кривая называется «ведьмой Аньези» (witch of Agnesi), предполагают - из-за того, что Джон Кольсон не справился с переводом редкого итальянского слова «la versiera»."

итальянский язык, наука, Италия, 18 век, латынь, математика, Европа, философия

Previous post Next post
Up