Главу о Клариссе Куанье для сборника "A History of Women Philosophers: Modern Women Philosophers, 1600-1900" написала Джеффнер Аллен.
Кларисса Куанье (1823 - ?) была одной из лидерок "La Morale independante", французского социально-политического движения, выступавшего за независимость нравственности от религии и науки.
Платформу движения впервые сформулировал сенсимонист Мари-Александр Массоль: "Независимая нравственность - это закон в соответствии с разумом, который указывает нам, с абсолютным авторитетом, наши права и наши обязанности, и выведенный из свободы, которая наделяет человека уникальным достоинством".
Главный принцип независимой нравственности, разумеется, ее автономность. Это движение признавало абсолютное право науки в физической сфере, но не в человеческой жизни. "La Morale independante" не выступала против религиозной веры как таковой, но утверждала, что религия не может устанавливать нравственные законы, будь то для личных действий или для социальной организации. И ключевым источником морали сторонники этого движения считали свободу, неприводимый ни к чему иному и исключительно человеческий принцип.
В 1865-1870 году Куанье редактировала еженедельную газету "La Morale independante". Вообще эта тема живо обсуждалась в прессе, и Куанье активно участвовала в дискуссиях и переписывалась с Фредериком Мореном, Ипполитом Тэном, Сент-Бёвом, Теодюлем Рибо. Забавно, что ее корреспонденты, видимо, считали ее мужчиной, так как она часто подписывалась лишь инициалом имени: "К. Куанье", и их ответы начинались с "месье Куанье".
Еще в 1856 году Кларисса Куанье начала писать о необходимости всеобщего государственного образования. В 1866 году она опубликовала биографию
Элизы Лемонье, сенсимонистки, которая считается основоположницей профессионального образования для женщин. Две брошюры в поддержку бесплатного образования в начальных школах были выпущены в 1870 и 1871. Большую популярность получил ее учебник для нравственного образования в светских школах, напечатанный в 1874. В 1881 и 1883 вышли два ее исследования, посвященные демократическому образованию и морали. В 1905 году она издала критическое исследование реформ, которые пытались вернуть религию в нравственное образование. Также она написала ряд исследований об истории культуры и морали.
Философское значение имеют ее труды "La Morale independante dans son principe et son objet" ("Независимая мораль, ее принципы и цели"), 1869, и "De Kant a Bergson: reconciliation de la religion et de la science dans un spiritualisme nouveau" ("От Канта до Бергсона: примирение религии и науки в новом спиритуализме"), 1911.
В своем труде "Независимая мораль" (1869) Куанье поставила задачу создать новую науку о нравственности, которая должна стать "истинной философией". Цель этой науки - не разрушать, а созидать через равенство прав и взаимность обязательств нового индивидуума и новое общество.
Джеффнер Аллен пишет: "Французская революция, как считает Куанье, не полностью ниспровергла феодальное общество, которое, будучи основанным на трансцендентности и представляя собой серию злоупотреблений и привилегий, покоившихся на теологических принципах, подчинявших человеческую власть власти божественной, привела нравственность в состояние подчинения". "Независимая нравственность делает человека целью и истинным творцом нравственности. Основание нравственности, настаивает Куанье, в человеке, и только в человеке." "Нравственный человек свободен, утверждает Куанье, ибо даже будучи ограниченным системой сил и законов, составляющих природу, он видит цель, которую природа ему не дает. Человек устанавливает эту цель и воплощает ее в жизнь." "Как только нравственность начинает выводиться из источника вне самого человека, отмечает Куанье, права и ответственность исчезают, остается только обязанность."
За что же ответственнен человек, по мнению Куанье? Мы не ответственны за пассивную, инстинктивную часть своей природы, за переживания или возможности, но ответственны за свою преднамеренную деятельность.
Антитезу между свободой и властью Куанье решала так: государство должно лишиться своего традиционного престижа как общности, имеющей отдельные и высшие права; государство - лишь гарант индивидуальной свободы граждан.
Кларисса Куанье перефразировала известное изречение Руссо: "Человек рождается свободным, а между тем всюду он в оковах". Куанье говорит: "Человек рождается в оковах, и он должен освободиться." Человек находится в двойном рабстве: внешнее - силы природы и этого мира, и внутреннее - собственные страсти и инстинкты. Свобода же, чисто человеческая характеристика, позволяет устанавливать собственные цели и следовать им. Свобода позволяет противопоставить справедливость силе и дает человеку обязанности - нечто природе неведомое. Таким образом, человечество пробуждается от своего изначального сна и с тех пор нравственная свобода развивается собственными усилиями человека.
Аллен пишет: "Закону божьему Французская революция в 1789 году противопоставила власть человека, что, как утверждает Куанье, наиболее радикальный тезис, который можно провозгласить. Революция, однако, допустила ошибку в одном из важнейших пунктов: связь между религией и нравственностью. Основывая права человека не на разделении гражданского закона и религиозных институтов, но на трансформации религии в культ государства как Высшего Существа и культ Разума, революционеры установили иную форму деспотизма. Истинное воплощение революционного тезиса, продолжает Куанье, заключается не в создании новой религии и не в приспособлении религии прошлого, но в радикальной сепарации: сепарации метафизики и жизни, религии и нравственности, церкви и государства."
Впрочем "Независимая мораль" не исключала религию из частной жизни. Куанье отмечала, что религия отвечает на глубокую человеческую потребность - желание вечной жизни. Но не стоит заблуждаться по поводу сугубо индивидуальной природы этого верования.
Кларисса Куанье интересовалась британскими суфражистками и даже писала о них, но сама суфражисткой не была. Она считала, что суфражизм хорош для Великобритании, а во Франции нужно начинать с другого: с реформ гражданского законодательства, образования и большего равенства в условиях брака.
"Независимая мораль" стремилась возродить достоинство женщин, избавить их от тирании мужей и сделать их самодостаточными индивидуумами, столь же свободными и столь же ответственными за свои поступки, как и мужчины. Однако, Куанье считала, что разница репродуктивных ролей всё равно определяет характер и женщины не достигнут равной власти и влияния, даже при условии равных прав. Наверно, эти соображения были очень утешительны для традиционалистов, которые всегда как огня боялись свободы женщин :D
---
Женщины-философы:
Том III. Новое время
Из предисловия Маргарет Кавендиш Кристина Ваза, королева Швеции Энн Конвей Хуана Инес де ла Крус Дамарис Кедворт Машем Мэри Эстелл Кэтрин Троттер Коберн Эмили дю Шатле Мэри Уолстонкрафт Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Мари ле Жарс де Гурне Хросвита Гандерсхаймская Кристина Пизанская Маргарет Ропер Мор Тереза Авильская Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие